ЧЕБАКОВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Персонификация России в искусстве XVIII века
POLINA CHEBAKOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Personification of Russia in the 18th-Century Art
Тема изображения России в искусстве и культуре в последние годы является актуальной, но дискуссия в российском научном пространстве не сопоставима по масштабу с обсуждением схожей тематики в европейском искусствознании. В последнее время Исследовательской платформой “Раннее Новое время” Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга и Немецким историческим институтом в Париже была запланирована международная конференция «Фигуры и персонификации национального в Европе Раннего Нового времени», посвященная исследованию становления государственности в Европе, и в том числе — проблеме персонификации государств посредством анализа социокультурных процессов, литературы, поэзии и искусства. Дискуссия последних лет берет начало в двух европейских исследовательских проектах, «Целомудренная Республика и ее царственный возлюбленный: персонификации государств в Раннее Новое время» (DHI Paris) и «Фигуры национального в Европе 1400–1700/1900» (Майнцский университет).
Об изображениях России писали такие исследователи, как В.Ю. Матвеев, О.В. Рябов, У.М. Волкова, М.А. Сарычева, Е.А. Тюхменева, У. Пфистерер. Персонификация России ожидает обобщающего исследования, в котором были бы очерчены границы проблематики, связанной с ее изучением.
Персонификации России появлялись в произведениях искусства и литературе в связи с сюжетами государственной значимости. В европейской истории искусства в изучении этой проблематики широко применяются междисциплинарный, фактологический, культурно-исторический и гендерный подходы.
Канона изображения России не существовало, но это всегда женщина, чаще всего наделенная символами власти (У.М. Волкова), женский образ, связанный с идеей личных отношений государства и его правителя. Государь и воплощенная Россия зачастую связаны метафорическими семейными отношениями. Был удостоен внимания тот аспект этой проблемы, что в петровское время Россия представлена в искусстве как возлюбленная, как рукотворная Галатея, что рождается из камня, извлекаемая из него руками Пигмалиона — Петра Великого (В.Ю. Матвеев, У. Пфистерер, О.В. Рябов, М. А. Сарычева). В XVIII веке в русском искусстве впервые рождается идея своеобразной сакральной семьи: это правитель или правительница, персонифицированная страна и находящиеся под их покровительством дети — народы на землях обширной империи (проблему «священного брака» затрагивал О.В. Рябов). Персонификация России — это воплощение материнского начала, рождения следующих поколений. Глубинная суть персонификации России заключается в восприятии образа страны в архетипическом амплуа женщины-супруги и женщины-матери. В некоторых случаях образ России пересекается с образом императрицы.
Примечательно, что персонификация России ассоциируется с женским изображением, однако иногда это фигура, наделенная традиционно мужскими чертами и атрибутами силы, несмотря на феминность образа. При этом пассивность ассоциировалась с женским началом, активность — с мужским (Дж. Шамос). Схожую проблематику на материале изображений Франции затрагивала С.Р. Коэн. Россия чаще изображалась в виде юной девушки, но в некоторых случаях на ее образ накладывался возрастной отпечаток.
Важно, что изображение России в условно «национальном» костюме в XVIII веке появляется только в европейском искусстве, в то время как в самой России предпочтение отдавалось антикизированному одеянию. Почему здесь стилизованные элементы национального костюма в изображениях российского государства распространяются только в XIX столетии? Проблемы, которые рассматривались в европейской науке на аналогичном материале, позволят сформулировать и рассмотреть вопросы, важные для русского материала.
аллегория, персонификация, персонификация России, русское искусство XVIII века
allegory, personification, personification of Russia, 18th-century Russian art