БРУК ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА (Государственный музей истории религии, Российская Федерация). Гравюры Бернара Пикара и новый взгляд на античную мифологию в начале XVIII века
ELIZAVETA BRUK (State Museum of the History of Religion, Russian Federation). Bernard Picart’s Engravings and a New Attitude towards Ancient Greek and Roman Mythology in the Early 18th Century
Начало XVIII столетия может быть определено как время кардинальной смены в восприятии античной мифологии. Во Франции уже с конца XVII века ведется «Спор о древних и новых», развивается сравнительно-исторический подход к античным текстам. Последние, являясь одним из источников формирования изобразительного ряда, определяют материализацию образов античной мифологии в искусстве.
Графическое искусство в качестве маркера изменения общекультурных установок представляется наиболее подходящим материалом для исследования, поскольку гравюра с самого момента своего возникновения являлась отражением идей, присущих широким слоям общества. Графика связана не только с идейным стержнем эпохи, но и с живописным образным языком, являясь точкой пересечения нескольких смыслообразующих культурных систем. Именно в таком ключе могут быть рассмотрены сборники «Храм муз» и «Религиозные обряды и обычаи всех народов мира», иллюстрации к которым были выгравированы Б. Пикаром. Первый сборник отражает смену взглядов на античную мифологию, второй – на религию как феномен.
«Храм муз», вышедший в 1733 году, представляет собой иллюстрированное издание сюжетов из античной мифологии, к каждому из которых существует краткий комментарий. Кроме басенно-моралистических сентенций в тексте имеется целый ряд попыток объяснения мифа с позиций эвгемеризма, что коррелирует с исследовательской позицией, согласно которой в XVIII веке неоплатоническая трактовка мифологических образов и в искусстве, и в вербальном пространстве европейской культуры окончательно ослабевает, уступая место рационалистическим объяснениям сюжетов, а графическая образная система практически утрачивает символический пласт интерпретаций. Однако, Б. Пикар еще находит выразительные средства для передачи символического слоя и является ключевой переходной фигурой от модели аллегорического мышления к модели мышления исторического.
Второй упомянутый выше сборник уже фактом своего появления демонстрирует распространение идеи о возможности сравнения различных религий, то есть свидетельствует о зарождении сравнительного религиоведения. Несмотря на то, что многие из иллюстраций были выгравированы Б. Пикаром с более ранних образцов, до него никто не проделывал такой широкомасштабной энциклопедической работы, ставшей катализатором становления не только сравнительного подхода к религии, но и зарождения европейской религиозной толерантности и плюрализма.
То есть графическое искусство является не только отголоском живописной образной системы, но может служить наглядным культурным маркером перемены интеллектуальных установок эпохи.
Бернар Пикар, европейская графика XVIII века, античная мифология, новоевропейский рационализм
Bernard Picart, European graphic arts of 17th century, Ancient Greek and Roman mythology, European Rationalism