Актуальные проблемы теории и истории искусства

НИКИФОРОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Российская Федерация), ЗИНОВЬЕВА АННА МАКСИМОВНА (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Российская Федерация). «Гибель фрегата “Медуза”» на сцене Александринского театра: картина Теодора Жерико и сценография XIX века

LARISA NIKIFOROVA (Vaganova Ballet Academy, Russian Federation), ANNA ZINOVYEVA (Vaganova Ballet Academy, Russian Federation). «The Wreck of the “Medusa”» on the Alexandrinsky Theater Stage: A Painting by Theodore Gericault and the 19th-Century Scenography

В 1847 на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера спектакля-феерии Ш. Денуайе «Гибель фрегата “Медуза”». Критики спектакль ругали, но его сценическая судьба сложилась успешно, во-многом, благодаря декорациям. Кульминационная сцена представляла собой ожившую картину Теодора Жерико «Плот ‘Медузы”» (1819). Доклад посвящен сценическим репрезентациям «Плота “Медузы”» Жерико и тому, как образ попал на русскую сцену. Насколько нам известно, никто из исследователей русского искусства не обратил внимание на сценическое воплощение картины Теодора Жерико.

Актуальность темы объясняется значимостью проблематики конкуренции медиа, заявленной еще в работах В. Беньмина и продолженных современными визуальными исследованиями. Взаимодействие театра и изобразительного искусства важно как предыстория кинематографа (живые картины и движущиеся картины) и входит в фокус интересов археологии медиа. Новизна темы связана с реконструкцией малоизвестных страниц взаимодействия театра и изобразительного искусства, в том числе с обращением к рукописи перевода Ш. Денуайе из фондов Российской театральной библиотеки, к прессе и малоизвестной театральной иконографии.

Спектакль на петербургской сцене стал отзвуком целой художественной волны, поднятой катастрофой французского фрегата «Медуза» в 1816 году. Картина Теодора Жерико (1819) пережила конкуренцию со спектаклем и оптической панорамой (Выставки в Лондоне и Эдинбурге в 1820 – 1821 гг.), стала источником сценографии ряда постановок.

Главными из них стали мелодрама У. Т. Монкриффа «Гибель “Медузы”, или роковой плот» (Лондон, премьера 1820) и драма Шарля Денуайе «Гибель фрегата “Медуза”» (Париж, в 1839 году, Санкт-Петербург – 1846 на фр., 1847 на русск). Оба спектакля, использовали сюжет англо-французского противостояния. В английской мелодраме спасителем отчаявшихся французов стал шкипер-британец, предотвративший каннибализм и заметивший корабль на горизонте. Драма Денуайе сглаживала острые углы и была более пригодна к переносу на иные национальные сцены. Оба автора ориентировались как на мемуары выживших пассажиров «Медузы», так и на нарратив и на композицию полотна Жерико. Постановку Монкрифа, одна из сцен которой представляла собой ожившую картину Жерико, зрители Лондона увидели раньше, чем само полотно на выставке в «Египетском зале».

Русские зрители узнали о катастрофе «Медузы» из газет и журналов, а полотно Жерико впервые увидели в журнальной иллюстрации в 1820-е. Но кроме того был спектакль, шедший на сценах Москвы, Петербурга, провинциальных театров, сыгранный стационарными труппами и антрепризой. Одна из сцен спектакля представляла собой «небольшой плот, покрытый народом, он борется с волнами, которые доходят до самой рампы. Декорация эта превосходна». [Иллюстрация. Т. 3. 1846. №44. С. 704.]. Сценография одной из сцен спектакля стала формой репродуцирования картины и немало способствовала популяризации полотна Жерико.        

Гибель фрегата “Медуза”, Плот “Медузы”,Теодор Жерико,Уильям Монкриф,Шарль Денуайе, Александринский театр, живая картина, движущаяся картина, взаимодействие театра и живописи

The Wreck of the “Medusa”, The Raft of the Medusa, Théodore Géricault, William Thomas Moncrieff, Charles Louis François Desnoyer, Alexandrinsky Theater,living picture, moving picture, interaction of theater and painting