Актуальные проблемы теории и истории искусства

ПИВЕНЬ МАРИНА ГЕОРГИЕВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Манускрипты «Хроники в картинах» XV в.: проблемы изучения и интерпретации

MARINA PIVEN (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). The Pictures Chronicle Manuscripts in 15th Century: Problems of Research and Interpretations

До наших дней дошел ряд ренессансных манускриптов, содержащих собрание изображений библейских персонажей, исторических деятелей древности и героев мифов и легенд, скомпонованных согласно принятому в Средние века представлению о всеобщей истории человечества. К числу подобных памятников относятся созданные в XV веке так наз. «Хроника Креспи» Леонардо да Безоццо (Милан) и «Хроника Кокерелла» (Бартелеми ван Эйк?), сохранившиеся фрагменты которой разделены между несколькими музеями мира (Нью-Йорк, Музей Метрополитен; Амстердам, Рейксмузеум; Национальная галерея Виктории, Мельбурн; Государственные музеи, Берлин; Национальная галерея Канады, Оттава, и частные коллекции). Эти два наиболее родственные манускрипта считаются непосредственно связанными с утраченным циклом росписей «Uomini Famosi» в римском дворце кардинала Джордано Орсини, представлявшем продуманный «спектакль мировой истории» (Р.Л.Модэ). Связь с этим памятником обусловила особенности программы иллюстрирования манускриптов, принципы выбора персонажей и их размещения. В композициях миниатюр манускриптов сочетаются принцип репрезентации отдельных фигур с элементами нарратива. К кругу близких памятников относятся MS Varia 102 (Королевская библиотека, Турин) «Libro di Giusto» (Фонд Корсини, Национальный институт графики, Рим). Своеобразным развитием программы иллюстрирования стала «Флорентийская Хроника» второй половины XV в. (Британский музей, Лондон), создание которой связывают с кругом Баччо Бальдини или Мазо Финигуэрра. Изображения в ней становятся более детализированными, возрастает количество повествовательных сцен и декоративных мотивов. Манускрипты «Хроники в картинах» представляют собой специфический корпус произведений, комплекс визуальных текстов, служивших трансляции образной системы гуманистического искусства. В перечисленных памятниках принципы подбора сюжетов и особенности репрезентации образов отражают популярность определенных мотивов исторических сочинений, подход к представлению пространства истории как арсенала поучительных примеров и собрания фигур, проявивших себя на различных поприщах и оставивших славу о своих деяниях. В докладе предполагается осветить ключевые аспекты истории изучения манускриптов «Хроники в картинах» и основные проблемы, связанные с их исследованием, а также затронуть вопросы общей типологии произведений такого рода, их функционального предназначения и зрительского восприятия.

манускрипты Хроники в картинах,гуманистические темы в искусстве, Хроника Кокерелла, Хроника Креспи, Флорентийская иллюстрированная хроника, историография искусства Ренессанса

The Picture-Chronicle manuscripts, humanistic themes in art, the Cockerell Chronicle, the Crespi Chronicle, The Florentine Picture-Chronicle, historiography of Renaissance art