ОКРОШИДЗЕ ЛИЯ ГУРАМИЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Женский портрет кисти Михеля Зиттова из Музея истории искусств в Вене. Новые открытия
LIYA OKROSHIDZE (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Portrait of a Lady by Michel Sittow from the Kunsthistorisches Museum in Vienna. New Discoveries
Михель Зиттов, годы творчества которого приходятся на вторую половину XV – первую треть XVI веков, был выдающимся живописцем. Он родился в Ревеле, в семье ремесленника и торговца, поэтому его дальнейшая судьба была во многом предопределена уже с самого детства. Юность Зиттов провел в Брюгге, в мастерской Ганса Мемлинга, который сформировал художественные вкусы и особое отношение к портрету у юного мастера. Несмотря на то, что Зиттов много работал при дворах разных европейских монархов и оставил после себя большое количество работ, имя его на очень долгое время было забыто в истории искусств.
В первую очередь Зиттов известен как портретист. За свою жизнь он создал немало произведений портретного искусства, но никогда их не подписывал, что значительно усложнило исследователям процесс атрибуции. Многие работы и по сей день являются предметом споров среди историков искусства. Одним из таких портретов является образ молодой Леди из Художественного Музея в Вене, который на протяжении всего ХХ века считался портретом Екатерины Арагонской, а начиная с 2008 года атрибутируется как портрет сестры английского короля Генриха VIII Марии Тюдор (созданный примерно в 1514 году).
Сам портрет представляет собой небольшую деревянную панель размером 29 х 20.5 см, на которой мастер изобразил юную представительницу знатного рода на темном фоне. Этот погрудный портрет являет собой очень скромный образ, несмотря на массивные ювелирные украшения, которые носит портретируемая. Весьма необычный для портрета опущенный взгляд препятствует контакту между зрителем и изображением, а эффект свечения, присущий лицу модели, делают образ еще более отчужденным и таинственным.
В настоящем исследовании мы полностью возвращаемся к атрибуции, которую в 1915 году предложил Макс Фридлендер, дополняем ее абсолютно новыми фактами и сравнениями.
Более тщательное изучение портрета позволяет не только вернуться к первоначальной атрибуции, но и восполняет множество белых пятен как в творчестве Михеля Зиттова, так и в истории Екатерины Арагонской.
искусство портрета, Михель Зиттов, Екатерина Арагонская, женский портрет, Мария Тюдор, живопись XVI века
portraiture, Michel Sittow, Catherine of Aragon, female portrait, Mary Rose Tudor, 16th-century painting