ДЯДЮНОВА НАТАЛИЯ АРТУРОВНА (МГУ имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Проблемы изучения каталонской романской иконографической традиции XI–XII веков
NATALYA DYADYUNOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Catalan Romanesque 11th–12th-Century Iconographic Tradition: Approaches and Issues
Каталонское романское искусство XI-XII веков представляет собой уникальное явление, которое в разное время вбирало в себя различные влияния, породив таким образом совершенно исключительную в своем роде художественную традицию. На протяжении последних ста лет она неоднократно привлекала интерес исследователей, которые по сей день пытаются установить точные источники происхождения национального искусства этого региона. Предметом данного исследования являются история изучения и проблематика основных работ, опубликованных с начала т.н. "каталонского ренессанса" (1833-1892) до настоящего времени и посвященных каталонским произведениям искусства Средних веков, а также изменение актуализации тех или иных проблем в зависимости от социально-политического контекста в Каталонии. Процесс изучения каталонского романского искусства является, по мнению автора, крайне показательным, так как отражает не просто все стадии исследования этой традиции - от Всемирной выставки в Барселоне (1888) и открытия первых образцов монументальной живописи, а также их последующего знаменитого переноса в Национальный музей каталонского искусства в Барселоне (1907-1921) до новейших исследований в области иконографии - но и указывает на взаимосвязь этих этапов изучения с актуальной социополитической обстановкой в Каталонии. Таким образом, целью исследования стало стремление отразить специфику изучения национального каталонского искусства в разные исторические периоды (в конце XIX - начале XX века на заре формирования каталонского национализма, в период диктатуры генерала Франсиско Франко с 1936 по 1975 и уже в наши дни, когда каталонская националистическая идея зазвучала с новой силой) в зависимости от меняющегося социокультурного и политического контекста.
Следует выделить две ключевые проблемы, затрагиваемые в анализируемых исследованиях: проблема датировок и проблема авторства основных памятников каталонской романской живописи. Последняя особенно важна в каталонской историографии, так как установление личности мастера позволило бы говорить не только однозначно о круге созданных им произведений, но и о предполагаемом географическом происхождении автора и, соответственно, самой каталонской романской живописи.
Тем не менее, с конца 1980-х годов и вплоть до сегодняшнего дня внимание каталонских исследователей сконцентрировано на проблемах, отражающих комплексность каталонской романской иконографической традиции (взаимосвязь между отдельными видами искусства, влияние литургии). Использование не только стилистического, но и иконографического метода, а также новейших подходов таких, как химико-технический анализ, позволило современным каталонским авторам выявить пути и источники происхождения этой традиции и представить свое национальное искусство в актуальных исследованиях как самобытное, независимое от испанского искусства, но вовсе не изолированное от искусства средневекового Средиземноморья, что, безусловно, отражает современные сепаратистские настроения в Каталонии.
Каталония, романская живопись, проблемы изучения, историография, национальное искусство, иконографическая традиция
Catalonia, Romanesque painting, study issues, historiography, national art, iconographic tradition