САСОНКО КРИСТИНА ОЛЕГОВНА (Фонд содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание», Российская Федерация). Das Starßburger Münster или Notre-Dame de Strasbourg? Немецкая и французская историография средневекового искусства
KRISTINA SASONKO (New Аrt Studies Foundation, Russian Federation). Das Starßburger Münster or Notre-Dame de Strasbourg? German and French Historiography of Medieval Art
Возросший в XIX веке интерес к средневековому искусству глубоко затронул изучение страсбургского кафедрального собора. Многочисленность и тематическое разнообразие публикаций и исследований демонстрируют высокую степень изученности процесса создания собора и его скульптурного оформления. Однако, более ста пятидесяти лет спустя, исследования продолжаются, открывая новые актуальные перспективы для осмысления.
Анализируя историографию скульптуры страсбургского собора, можно выделить несколько основных направлений исследований: определение стиля, влияния, а также датировки создания отдельных скульптурных ансамблей.
Начиная с середины XIX века исследования в подавляющем большинстве были посвящены определению стиля скульптуры южного портала, который станут называть «переходным» или «примитивным» (Ф. Куглер и Ф. Адлер). В 1890-х гг. на первый план выходит выявление возможных влияний при создании скульптурного ансамбля: локальных византийских, Шартра и Реймса (Э. Мейер, К. Франк-Обераспарх, Л. Даше). В начале XX века внимание обращается к проблеме датировки сскульптуры, остающейся актуальной до конца 1990-х годов (Г. Дую, О. Шмитт, В. Ханс, Х. Рейгард и др.). Э. Панофский в своих работах также уделяет внимание датировке и влиянию при создании скульптур страсбургского портала. Начиная с 1950-х годов появляются обширные коллективные монографии, посвященные собору и его скульптуре. Важнейшими авторами конца XX начала XXI века Р. Рехтом, Ж-Ф. Мейером, С. Бенгель написаны многочисленные статьи и несколько монографий, посвященных вопросам архитектуры, скульптуры и хронологии строительства.
Сопоставляя и анализируя собственно произведения историков искусства, выявляются определенные различия подходов немецкой и французской школы искусствоведения в изучении страсбургской готической скульптуры.
На протяжении всего времени изучения представители немецкой школы в основном сосредоточены на позиционировании «национального авторства», делая акцент на том, что скульпторы и строители были выходцами из немецких земель; на иконографии и выборе тем оформления порталов, выделяя специфические сюжеты, характерные для церквей и соборов Священной римской империи. Французские исследователи в первую очередь используют социально-экономической подход, подробно анализируя причины и источники поступления финансирования при строительстве. Они также уделяют вниманиепоиску французских влияний на формирование скульптурного оформления.
В докладе впервые выявляются общность и различие принципов и подходов французской и немецкой искусствоведческих школ по отношению к изучению страсбургского кафедрального собора. С середины XIX века, благодаря научному изучению средневековой художественной культуры уточняются термины, создаются музеи, формируются национальные научные школы, их методы и традиций. В XX веке развиваются такие научные дисциплины, как иконография, иконология, венской школы искусствознания, семиотика, феноменология, школы «Анналов». Все это сопровождается расцветом искусствоведческих школ Франции и Германии, которые на протяжении полутора веков развиваются обособленно, а порой и взаимоисключают друг друга. Однако, в начале XXI века немецкие и французские подходы постепенно сближаются, выявляя новые направления и перспективы осмысления в изучении готического искусства и скульптуры в частности.
скульптура, средневековая скульптура, историография, историография средневекового искусства, страсбургский собор, Панофский, Рехт
sculpture, medieval sculpture, historiography, historiography of medieval art, Strasbourg Cathedral, Panofsky, Recht