ПОЛЕЩУК ДЕНИС ВАЛЕРЬЕВИЧ (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Российская Федерация). Надписи икон «Воскресения Христова» XVII в. и «Слово о сошествии Иоанна Предтечи во ад» Евсевия Александрийского
DENIS POLESHCHUK (Committee for the State Preservation of Historical and Cultural Monuments, Russian Federation). The Inscriptions of Russian Icons of the Resurrection of Christ (“Anastasis”) of the 17th Century and Homily “Descent of John the Baptist into Hell”by Eusebius of Alexandria
Тексты надписей икон «Воскресения Христова» XVII в. восходят к соответствующим надписям икон третей четверти XVI в. Самый полный их корпус содержится в иконе «Воскресение – Сошествие во ад» третей четверти XVI в. (Иконы Ярославля XIII – середины XVII в. М., 2009. – Т. I, кат. № 59). Надписи этой иконы имеют своим источником Слово Евсевия Александрийского. Только по причине сохранности надписей, с ней не может соперничать икона из Владимиро-Суздальского музея, выполненная в аналогичной иконографической схеме (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. № 47), однако достаточно и имеющихся фрагментов, показывающих иногда полные совпадения с предыдущим памятником.
В упомянутых иконах надписи, несомненно, синхронны их живописи. Напротив, икона из собрания П. Корина конца XVI в. (Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. №47) сохранила только поновленные надписи на полях, но, очевидно, восходящие к первоначальному слою.
Перечисленные памятники, вместе с клеймом иконы Дионисия Гринкова (Иконы Вологды XIV—XVI веков. М., 2007. Кат. № 91), знаменуют появление и затем распространение во второй половине XVI в. расширенного извода иконографии Воскресения, включавшего в себя ряд прежде не изображавшихся эпизодов. Каждый из них соотнесен с длинной надписью. Новацией явилась сцена Восстания от гроба, сопровожденная, как на иконе из Ярославля, надписью, которую привожу, раскрывая титла: «Господу Исусу Христу Воскресшу», по-русски: «в то время, когда Христос воскрес». Сцена в действительности представляла начало сошествия во ад. Поэтому неслучайно её совмещение с изображением ангельского воинства у врат ада, куда и направлялся восставший Христос. Вероятно, данная сцена и надпись свидетельствуют о сдвиге в понимании хронологии Воскресения, что впервые являют его образ в таком виде.
Иконы данного извода продолжают создаваться в XVII в. Тексты в них подобны или совпадают с вышеуказанными произведениями XVI в. Однако в первой половине XVII в. появляется еще одна композиция «Воскресения», где на центральной оси снизу вверх стали изображать традиционное Сошествие во ад, с выведением из него Адама и прочих, Воскресение в виде Восстание от гроба и в самом вверху образ Вознесения. Периферийные зоны композиции заполняются как уже известными сценами в аду и рае, так и дополнительными – Распятием, Явлением апостолам и др.
Композиции новой иконографии, история которой до сих пор не осмыслена, стали оформляться текстами, подобно иконам XVI в. В этой связи примечательна икона второй половины XVII в. из Великого Устюга (не опубликована, инв. ВУМЗ-21990). В ней цитированная надпись ярославской иконы дана почти без изменений. Но самое важное – она соотнесена не с сошествием во ад, как прежде, а обобщенно представляет образ всего Воскресения, понятого не как одномоментное событие. Источник такого понимания обнаруживается в схеме расширенного извода XVI в., в котором была развита изначальная повествовательность сюжета, показанная в виде последовательной истории. При этом некоторые иконы новой иконографии такую надпись продолжают помещать на полях рядом с историей в аду.
Между тем текстологический анализ надписей серии памятников XVII в. убеждает, что они восходят к одному источнику, только косвенно относящемуся к Слову Евсевия. Полагаю, что тексты ярославской иконы XVI в. или неизвестного нам аналога уже тогда были восприняты как пример и существовали в составе некоего иконописного образца, надписи из которого затем в новом веке стали включаться в Толковые иконописные подлинники, составившие там статьи по так называемому «полному Воскресению».
Сошествие во ад, надписи, икона, Слово о сошествии во ад Иоанна Предтечи, Евсевий Александрийский
Resurrection of Christ, Descent into Hell, Anastasis, inscription, icon, The Word on Descent into Hell by John the Baptist, Eusebius of Alexandria