Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТИХОНОВ ИГОРЬ ЛЬВОВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). История искусства или археология? Реалии Петербургского университета дореволюционного времени

IGOR TIKHONOV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). A History of Art or Archaeology? The Realities of the St. Petersburg University before 1917

Одно из самых ранних в русском языке упоминаний термина «археология» встречается в университетском уставе 1804 г., который предусматривал кафедру «теории изящных искусств и археологии». Вслед за гетиннгенским профессором Х. Г. Гейне под «археологией» понимали историю классического искусства. Однако, такая кафедра существовала только в Московском университете до принятия устава 1835 г. К середине XIX в. объем понятия понятия «археология» расширился и вышел за пределы Древнего мира и Средиземноморья. Новый университетский устав 1863 г. создает кафедру истории и теории искусства, причем первоначально ее предполагалось назвать кафедрой археологии. Первым ее представителем в Петербургском университете только через десять лет стал А. В. Прахов, в лекциях которого появились сведения о раскопках античных и средневековых археологических памятников.

 Создать свою научную школу сумел только Н. П. Кондаков, занявший эту кафедру в 1887 г. и возглавивший университетский музей древностей, в котором подлинных артефактов было немного. Вокруг Кондакова возник кружок «фактопоклонников», состоящий из его учеников: Я.И. Смирнова, С.А. Жебелёва, М.И. Ростовцева и др. Кондаков был первым профессором, имеющим большой опыт полевой работы: с 1876 по 1891 гг. он, являясь членом Археологической комиссии, проводил раскопки в Северном Причерноморье. Тем не менее, в своих трудах он не рассматривал такие вопросы, как обряд погребений, устройство могил; вещи изучались вне комплексов, причем внимание привлекали только произведения искусства или украшения. Дело в том, что Кондаков трактовал археологию как вспомогательную науку, лишь готовившую материалы для истории искусства. Свой иконографический метод формалистического анализа формы, техники, стиля предмета, в совокупности с группировкой вещей по темам и сюжетам, он разрабатывал исключительно на артефактах древнего и средневекового искусства. А вот его ученики начали применять эти методы изучения вещественных источников ко всему комплексу археологических материалов. На семинарах и практических занятиях М.И. Ростовцева, Б.В. Фармаковского в первые полтора десятилетия XX в. стали уделять внимание насыпям курганов, конструкциям погребальных сооружений, нерасписной керамике, бытовому инвентарю, находки стали рассматриваться в комплексах.

А.А. Спицын в своем курсе лекций по археологии, начавшемся в 1909 г., выделил две школы или направления в современной ему русской археологии, которые назвал старой и новой. Ярким представителем «старой школы» оказывался у него Н.П. Кондаков, интересующийся только «вещами, на которых есть следы творчества и искусства». «Вторая школа…говорит: добытый материал прежде всего ведет к характеристике народа, его оставившего. Чтобы иметь точную хронологию и картину быта, нужно обращать точнейшее внимание на обряд погребения и обстоятельства находки. Важны все без исключения находки, самые незначительные, так как и они служат к характеристике быта». В итоге он приходил к выводу о том, что археология есть часть истории, занимающаяся изучением вещественных источников. Ученики Н.П. Кондакова придерживались схожих взглядов. Соответственно только с этого времени можно говорить о начале разделении истории древнего и средневекового искусства с одной стороны и археологии с другой. Хотя нередко они пересекаются и в наше время."

история искусства, археология, Н.П.Кондаков, кафедра теории и истории искусства, Санкт-Петербургский университет, историография

history of art, archeology, N. P. Kondakov, Department of Theory and History of Art, Saint Petersburg University, historiography