ЖИЖИНА-ГЕФТЕР ВЕРА БОРИСОВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация), ТЕРЕЩЕНКО АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (Государственный Русский музей, Российская Федерация). Сюжеты боспорской монетной чеканки на золотых нашивных бляшках варварских погребений в Северном Причерноморье
VERA ZHIZHINA-HEFTER (The State Hermitage Museum, Russian Federation), ANDREY TERESHCHENKO (State Russian Museum, Russian Federation). Bosporan Coinage Images on Golden Plaques from the North Pontic Barbarian Tombs
На то, что на золотых бляшках из курганов Северного Причерноморья встречаются подражания изображениям на античных монетах различных городов, указывалось неоднократно: уже в конце XIX в. на это обращали внимание И. И. Толстой и Н. П. Кондаков; также М. И. Ростовцев замечал, что истоки многих сюжетов на золотых украшениях погребального костюма в курганных захоронениях следует искать именно в монетной типологии Боспора; на протяжении XX – начала XXI вв. на параллели монетной чеканки и произведений прикладного искусства указывали как нумизматы (e. g. Д. Б. Шелов), так и исследователи торевтики (Н. А. Онайко, М. Ю. Трейстер и др.). Т. о., на сегодняшний день это замечание приобрело аксиоматический характер и довольно жёсткую хронологическую привязку: последняя треть IV в. до н. э. [так напр.: Алексеев 2003. С. 245] Однако этот процесс, скорее всего, начался гораздо раньше, хотя и в отдельных локальных зонах. Самый ранний эпизод заимствования монетного сюжета при изготовлении нашивных бляшек относится ко второй четверти V в. до н. э.: это нимфейские золотые бляшки в виде львиных голов, обнаруженные в 1876 г., ближайшая аналогия которым – монеты двух серий пантикапейской эмиссии (нач. второй четверти – первая половина 50-х гг. V в. до н. э.
Авторы прослеживают типы бляшек, так или иначе воспроизводящих рисунки на монетах, в хронологическом порядке: бляшки с изображением женской головки из VI Семибратнего кургана (вероятный прототип – нимфейская чеканка); бляшки с головой сатира (возможная параллель – пантикапейские монеты); разные типы изображения грифонов: львиноголовый рогатый (полная параллель – монета из кургана Малый Огуз, последняя треть IV в.), орлиноголовый и орлиноголовый копытный грифон. В последнем случае, т. к. единственная параллель – достаточно редкий тип пантикапейских серебряных оболов, прибл. 330–327 гг. до н. э., можно допустить, что такой грифон представлял собой эмблему одного из знатных скифских родов, и именно пантикапейские монетарии заимствовали этот образ у скифов, а не наоборот: ярчайший пример взаимопроникновения греческой и варварской культур на Боспоре Киммерийском. Рассматриваются также немногочисленные изображения Пегаса, в частности, круглые бляшки из кургана Большая Близница (вторая половина IV в. до н. э.), которые можно возводить к пантикапейской монете с изображением протомы Пегаса (327–319 гг. до н. э).
Боспор, нумизматика, боспорская чеканка, золотые бляшки, северное Причерноморье
Bosporan Kingdom, numismatics, Bosporan coinage, golden plaques, North Pontic