НАЛИМОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация), ДЕДЮЛЬКИН АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ (Южный федеральный университет, Российская Федерация). «Они радуются войне, как пиршеству». Конструирование образа в греческом парадном доспехе IV в. до н.э.
NADEZDA NALIMOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation), ANTON DEDYULKIN (South Federal University, Russian Federation). “They Rejoice the War like a Feast.” The Image Construction in the Greek Parade Armor of the 4th Century BC.
Классическому и эллинистическому парадному вооружению посвящены многочисленные работы разного характера, однако анализ даже наиболее выдающихся в художественном отношении предметов вооружения нечасто уходит в сферу искусствоведческой проблематики.
В докладе на примере группы роскошно украшенных доспехов IV – III вв. до н.э. будет сделана попытка интерпретации предмета вооружения как сконструированного художественного образа. Значительный интерес в этом отношении представляют шлемы т.н. группы Конверсано, «изображающие» персонажей дионисийского фиаса, и панцирь из Лаоса, представляющий торс Эрота. В их формах и декоре использованы стилизованные анатомические элементы, предметы одежды и украшения, не только реальные, но и фантастические, что предполагает идею некоего мифологического преображения носителя такого доспеха. Данная группа памятников давно привлекла внимание ученых (Э. Кюнцля, П.Дж. Гуццо, Д.П. Алексинского, Р. Граэльс и Фабрега), которые, в том числе, обращали внимание на необычный декор и вполне обоснованно интерпретировали его в русле дионисийской образности. Поддерживая и продолжая эту линию, авторы доклада представят более детальный анализ пластических компонентов вооружения, оценивая их формальные и стилистические свойства, иконографические особенности, семантический строй. Выбранный ракурс позволит подойти к доспеху как к произведению пластического искусства. Специфика лишь в том, что в создании образа в данном случае участвует сам его носитель (владелец), в большинстве случаев нам неизвестный, чей облик и ход мыслей должен быть по-возможности реконструирован. Кто могли быть эти заказчики и чьи образы они на себя примеряли? Частью какого действа были подобные «костюмированные» вещи? Эти вопросы выводят нас к более широкому феномену перевоплощения, театрализации, мифологизации реальности в позднеклассическом и эллинистическом искусстве.
Отдельный интересный сюжет представляет рецепция греческого парадного доспеха во Фракии и Лукании. По мнению авторов, группа фракийских шлемов, а также некоторые трехдисковые италийские панцири появляются в результате переосмысления и воплощения в рамках местных художественных традиций «костюмированных» доспехов Македонии и Южной Италии.
Македония, Южная Италия, Фракия, парадный доспех, дионисийская образность
Macedonia, Southern Italy, Thrace, parade armor, Dionysiac imagery