ТРОФИМОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Античный портрет в трудах О.Ф. Вальдгауера и М.И. Ростовцева
ANNA TROFIMOVA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Studies of Ancient Portraiture in the Works of Oscar Waldhauer and Mikhail Rostovtsev
Основные направления российской школы антиковедения, к началу XX века завоевавшей международное признание, были обозначены в работах В.В. Латышева, В.В. Бузескула, М.И. Ростовцева, Ф.Ф. Зелинского. Это историко-филологические и культурно-исторические штудии, а также исследование вопросов социальной истории. Искусствознание античности, представленное именами О.Ф. Вальдгауера, В.К. Мальмберга, Б.В. Фармаковского и М.И. Ростовцева, эволюционировало от описания иконографии к исследованию художественно-исторических проблем. В России, вслед за странами Европы, происходило постепенное отделение истории искусства как самостоятельной дисциплины от археологии, филологии, истории.
Наглядным примером этого процесса является проблема портрета, которая впервые начинает разрабатываться применительно к античности. Эта тема становится одной из ключевых для О.Ф. Вальдгауера. Ученик А. Фуртвенглера и Л. Курциуса, представителей немецкой школы антиковедения конца XIX – начала XX в., в своей работе по созданию каталога скульптуры эрмитажный ученый базировался на методе «критики копий» (Kopienkritik). Этот метод, который и сейчас лежит в основе атрибуции памятников, был им существенно дополнен. О.Ф. Вальдгауер последовал формально-стилистическому анализу Г. Вельфлина, особенно популярному после публикации в России в 1912 г. «Основных понятий истории искусства». Логика исследования привела О.Ф. Вальдгауера к принятию тезиса об «истории искусства без имен». В дальнейшем, анализ стиля становится средством проникновения в духовные «построения» эпох. В очерках по истории портрета О.Ф. Вальдгауер руководствуется концепцией истории искусства как истории духа и понятием «художественной воли», воспринятыми им из трудов Ф. Викгофа и А. Ригля, искусствоведов Венской школы. В понимании Вальдгауера портретный стиль – выражение «духа времени». Так, стиль периода ранней Империи – результат смешения римского духа с эллинским, воплотившийся в Августовском классицизме. В то время как в Германии Людвиг Курциус и Ганс Дельбрюк придерживаются физиогномической трактовки, последователи Венской школы приходят к заключению, что портрет не является имитацией внешности модели. Эволюция портрета подчиняется собственным законам, автономным от социального развития.
Другим значительным вкладом в исследования портрета, проводившиеся в этот период, в можно считать работу М.И. Ростовцева, посвященную бюсту Боспорской царицы Динамии. М.И. Ростовцев сопоставил атрибуты и символические знаки, покрывающие бюст, с иконографией статуй иранских богов и правителей, установленных на кургане Немруд Даг. Идентификация памятника была основана на его исторической интерпретации. Открытие М.И. Ростовцевым двойственной природы монархической власти на Боспоре – примера политического симбиоза элементов эллинства и иранства, блестящий анализ исторического материала стали основанием для определения персонажа. Гипотеза М.И. Ростовцева стала общепринятой и до сих пор остается наиболее убедительным толкованием этого необычного портрета – представляющего собой смешение эллинистических, восточных и римских традиций.
Всеобщий интерес к портрету, характерный для историографии начала XX века, переосмысление концепций и поиск новых методов приводит к открытиям. В дальнейшем российская историография идет по другому, автономному, пути. В то время как для западноевропейской и англо-американской науки XX век становится «веком портрета», советское искусствознание возвращается к этой теме лишь много лет спустя, в 1970-80 годы
античный портрет, историография античного портрета, Оскар Вальдгауер, Михаил Ростовцев
ancient portraiture, historiography of ancient portrait,Oscar Waldhaeur,Mikhail Rostovtsev