ДМИТРИЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). К вопросу об атрибуции и провенансе трех сердоликовых инталий из собрания Государственного Эрмитажа
ELENA DMITRIEVA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). On the Attribution and Provenance of the Three Cornelian Intaglios from the Collection of the State Hermitage Museum
Весной 1787 года императрица Екатерина II подтвердила своему агенту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) получение коллекции гемм известного парижского нумизмата, коллекционера и антиквара Абрахама Жозефа Мишле д’Эннери (1709-1786). В переписке Екатерины и Гримма он получил прозвище "Оракул", благодаря своей компетентности и интуиции в вопросах выбора античных артефактов, в том числе и резных камней. Эннери являлся также консультантом Гримма при приобретении других коллекций гемм, заинтересовавших русскую императрицу, например, кабинета барона де Бретейля, пополнившего императорское собрание в 1782 году. Коллекция резных камней самого Эннери, была выставлена на аукционную продажу после его смерти весной 1786 года и куплена Екатериной. Однако, несмотря на то, что это факт документально подтвержден, имя Эннери осталось лишь именем в длинном списке бывших владельцев, чьи собрания растворились в эрмитажном. Остались неизвестными количество приобретенных императрицей гемм и их стоимость. В современных учетных документах Музея ни один резной камень не числится происходящим из этой частной коллекции. До настоящего момента не предпринималось попыток идентифицировать инталии и камеи, некогда входившие в кабинет глиптики Эннери. Настоящая работа является попыткой реконструкции состава собрания гемм Мишле д’Эннери, поступивших в Эрмитаж. В процессе исследования пересматривается история владения и атрибуции некоторых эрмитажных резных камней, особое внимание среди которых уделено трем сердоликовым инталиям, имеющим богатую историю публикаций. В свете этих данных рассматриваются подходы к определению сюжетов указанных гемм, материала, из которого они выполнены, а также подходы к оценке их художественной ценности.
инталии, Эрмитаж, история коллекционирования, геммы, резные камни, Абрахам Жозеф Мишле д’Эннери (1709-1786),глиптика
intaglios, Hermitage, collecting history, engraved gems, Abraham Joseph Michelet d’Ennery (1709-1786), glyptics