В своих лекциях в Баухаусе мастер авангарда Пауль Клее подчеркивал: «Для того чтобы дать миру что-то подлинное и по-настоящему новое, в искусстве или где бы то ни было еще, нужно оперировать не с „окончательными формами“, где вещи истолкованы, систематизированы и определены, но работать как можно ближе к „формообразующим силам“ и вместе с ними. И все же, где и что такое есть эти „формообразующие силы“? И как мы можем работать с ними?» Похожим образом в трудах Василия Кандинского описывается, что абстрактное искусство намерено выйти за пределы видимых вещей к живым началам физического мира.
Приняв это за исходную позицию и основываясь на меж- и трансдисциплинарных методах работы, в нашем докладе мы обращаемся к «предисциплинарности» как новому творческому подходу, который соединяет искусство и науку, помещая их в контекст более широкой системы.
«Предисциплинарная работа» совершается в экспериментальной области, предшествующей разделению теории и практики. Греческий корень слова теория — thea, означающий «созерцание», «уразумение», — указывает на эту область. Здесь инсайт и знание возникают из возвышенного ощущения бытия и оживленного и воодушевленного опыта восприятия — и таким образом мышления. С появлением квантовой физики эта сфера превратилась в эмпирически определяемую как исконная, творческая жизнеспособность.
Опираясь на культурологию и учитывая возможности феноменологического метода, наше исследование обращает внимание на изучение способов получения знаний, тем самым способствуя углубленному пониманию как науки, так и искусства.
Такой «предисциплинарный» подход фокусируется на «внутреннем пространстве» человека как первичного пространства работы, ожидающего изучения. Сакральные постройки различных времен и культур — храмы, церкви, мечети — могут быть представлены как физические манифестации этого внутреннего пространства, в которых то, что оживляет мир, стремится к осознанию — осознанию самого себя.
И наконец, исследование обращается к тому, каким образом и может ли вообще «предисциплинарность» стать дорогой в вероятно возникающую новую эру: эру «оживления-­воодушевления». В то время как Просвещение собиралось вывести человечество из его ограниченности, дав ему способность рационально мыслить, «оживление-воодушевление» сохранит такие ценности Просвещения, как достоинство личности, справедливость и равенство, связав их в то же время с собственными корнями — динамической и творческой вездесущностью начала, которое дает жизнь миру.

 PDF