Никонова Антонина Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Определяя медиа как предметы и технологии, обеспечивающие передачу опыта за счет создания специфических форм взаимодействия, основанных на передающих механизмах культуры, следует отметить, что в истории культур и цивилизаций существуют периоды, когда феномен посредничества (медиа) становится системообразующим компонентом картины мира. Художественная культура и мир искусства становятся актуальной областью проявления многообразия форм посредничества и рефлексии эстетического проекта современности о своих основаниях. Современное искусство, представленное в классических музейных формах, музейных пространствах нового формата, являет проект концепции «новых медиа», в основе которой опыт «иного использования» средств и технологий передачи информации; своеобразного «обнуления» знаково-символического поля объекта для открытия его эстетического потенциала. Музейное пространство становится полигоном работы художественных медиа, одновременно решающим несколько задач. Так, ведется важная работа со зрителем в контексте конкретного проекта и работа внутри музейного «мира», его эстетики, этики и геометрии, направленная на преодоление стереотипов восприятия и формирования стратегий и тактик со-бытия в музее. Ярким примером работы медиатехнологий внутри музейного пространства становится видео-арт. Концепция видео-арта активно начинает развиваться в середине 1980-х гг., заявляя себя в качестве материального и виртуального носителя идей и смыслов эпохи; видеокамера и видеопроектор обращаются к вопросу этики взгляда как независимой системы координат, которой придерживается художник и принимает / не принимает зритель.
Работа поддержана грантом РГНФ № 15–04–00400a