Предметный мир в искусстве как объект семиотики может быть рассмотрен как целостная система, обладающая структурой, иерархичностью, законами сочетания частей, свойствами и функциями, а также способностью к изменению и «перекодированию». В данном контексте понятие «предметный мир» определяется как совокупность предметов материального мира, изображаемых в произведениях искусства. Принимая предметный мир за знаковую систему, мы имеем возможность, таким образом, говорить о предметном языке в искусстве и о его коммуникативной функции.
Семиотический подход призван провести границу между предметом в его бытовом понимании и предметом в пространстве картины, т. е. находящимся в знаковой системе и, соответственно, подчиняющимся законам этой системы.
Задачей исследования является выявление общего круга вопросов, касающихся семиотики предметного мира и попытка выявить свойства, функции и структуру системы, опираясь на опыт исследований по семиотике таких признанных ученых, как Ю. М. Лотман, Ролан Барт и др., частично затрагивавших вопросы изображения предметов в искусстве.
Являясь «подсистемой» в «системе» изобразительного искусства, предметный мир, в зависимости от жанра, играет подчиненную или основную роль в произведении, оказывая большее или меньше влияние на семантику изображаемого в целом. Так, например, знаки отличия на костюме изображаемого в портрете несут функцию характеристики статуса портретируемого. Совокупность предметов может составлять общее смысловое поле, как например, изображения черепа, часов, увядающих цветов в натюрмортах типа «vanitas», в то же время в бытовом жанре изображение часов может иметь иной, отличный от темы memento mori смысл. Несомненно, важным фактором является контекст, т. е. с точки зрения семио­сферы пересекающиеся и взаимопроникающие элементы смежных систем.
Согласно Ю. М. Лотману, любая часть семиотической структуры сохраняет механизмы реконструкции всей системы, из чего следует, что рассмотрение в совокупности факторов частного случая предметного мира может служить основанием для выявления системы представления предметного мира в целом. В данном случае мы будем рассматривать предметный мир сатирической графики Уильяма Хогарта в контексте рококо, с одной стороны, и эпохи английского Просвещения, с другой стороны.

 PDF