Хронотипология есть вариант динамической системы как описания развивающейся целостности. В ее основе лежит жанр как тип художественного образа — идеальной составляющей произведения искусства, закодированной в материале. Художественный образ есть системообразующее начало на всех уровнях жанровой типологии от уникального произведения, свойства которого присущи всем уровням системы, вплоть до художественного образа мира. В реальности художественного процесса каждый жанр характеризуется особым содержанием и формой, имеет необходимый и достаточный набор образных элементов, связанных особой структурой, и выполняет присущие ему функции. Первоэлементами художественного образа на всех уровнях системы являются образы человека, социума, цивилизации как второй — рукотворной природы, природы нерукотворной и духовной — идеальной — реальности в их неисчерпаемом многообразии. Жанровая хронотипология есть иерархическая динамическая система, свойства которой в различной степени выраженности проявляются в разных видах искусства, жанрах, жанровых ассоциациях (системах). Процесс жанрообразования подобен индивидуальному творческому акту. Жанры и жанровые системы возникают в ответ на внешние вызовы, развиваются согласно внутренней программе (коду саморазвития) и под влиянием импульсов многослойной среды (контекста). Создав особый художественный образ, они продолжают свое развитие в индивидуальном и коллективном восприятии. С локальными жанрами в системе соседствует множество промежуточных или переходных жанровых форм. Теоретическая модель жанровой хронотипологии апробирована на материале русской живописи Нового времени. Эта модель: (а) предоставляет систему параметров для изучения отдельных жанров и жанровых ассоциаций (термин Г. К. Вагнера) в их становлении и развитии; (б) создает возможность описать всю совокупность произведений мирового искусства как стройную жанровую систему в ее видовом многообразии; (в) выявляет логику художественного процесса и некоторые факторы саморазвития искусства.

 PDF