В графическом творчестве Г. К. Лукомского (1884–1952) западно-европейская архитектура занимала огромное место, как в дореволюционный период, так и в период эмиграции.
Художник неоднократно совершал путешествия по Европе, запечатлевая в своих рисунках и акварелях старинные памятники Киева, Варшавы, Праги, Кракова, Кельна, Парижа, Рима, Венеции и др. Интерес к архитектурной старине у архитектора-художника и тогда и позже сочетал в себе изучение архитектурных форм с неустанным желанием запечатлеть их в рисунках.
C февраля 1934 г. по июль 1935 г. в Лондоне и Париже состоялась серия выставок Г. Лукомского, неожиданных по своей новизне — выставки древних европейских синагог. Выставки прошли в целом ряде галерей: Leicester Gallery, The Royal Institute of British Architects, The Wildenstein Gallery, The Batsford Callery University Colledge (под эгидой Еврейского исторического общества).
Выставки имели огромный успех, получив широкое отражение в печати. Для самого художника интерес к синагогальной архитектуре не был новым. Еще в детстве, проведенном на Украине, ему запомнилась одна старая еврейская синагога, поразившая его своей оригинальностью. На выставке «Мира искусства» в Петербурге (1917) им было представлено 8 рисунков украинских синагог. Одержимый поиском старинных архитектурных форм, Лукомский решил отправиться «в гущу восточно-европейского, польско-русского еврейства». Проникнув в заброшенные и бедные уголки Волыни, Галиции, Полесья, художник осмотрел 144 синагоги и был восхищен оригинальностью отдельных замечательных храмов. Прелесть этого искусства он видел в его «непосредственности, в наивной архаичности».
Поразительно то, что фрески старинных польско-русских синагог, обследованных и зарисованных Г. К. Лукомским, по характеру и типу утвари, фресок и декорации явились подлинным откликом фресок и декораций еврейской синагоги III столетия.
Успех его лондонской выставки явился для него серьезной и заслуженной наградой. Коллекция его работ была приобретена группой крупных еврейских меценатов с дальнейшим намерением подарить ее палестинскому музею.

 PDF