Авангардное искусство ныне воспринимается как классическое наследие, школа, без которой не мыслится современное искусство. В авангардном искусстве «отменялись классические ценности», но сейчас оно видится не как сокрушение классики, не как ее отмена, а как органичное развитие и продолжение того созидания, которое было присуще мировому искусству с момента его возникновения и изначально заложено Творцом в свой «образ и подобие» — человека. Авангард был гимном во славу силы и красоты цвета, формы, пластики, ритма, разнообразия фактур живой материи, гимном во славу человека-творца.
Среди художников русского авангарда достойное место занимает К. С. Петров-Водкин — мас­тер глубоко самобытный и оригинальный. Исходя из религиозно-нравственных национальных традиций, художник-философ стремился понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, Вселенную во всей их сложности и глубине, постигая законы целостности бытия, художественного познания мира.
Картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» (1912) — «знамение времени». В этом маленьком мире-пространстве — неукротимое буйство, «дионисийство» красного — символа языческой Руси, ее антиномий: символа жертвенности, любви, Божественного огня, страстей, власти, совести и крови. В этом шедевре мастера — раздумье, размышление о судьбах страны, «ее вечной брани».
Чувствуя «духовное оскудение» в мире ненависти и зла (революции, мировая и гражданская войны), художник создает особую тему материнства, серию своих «Богородиц»: «Мать» (1913, 1915), «Умиление злых сердец» (1914–1915), «1918 год в Петрограде» (1920).
Картина «Мать» (1915) отличается особой композиционной ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-яркая красная и различные оттенки ультрамариново-синих. И в религиозном сюжете («Богоматерь Умиление злых сердец», 1915), где Петров-Водкин использовал иконный образ для станковой картины, благородно гармоничной в цвете и отмеченной внутренней притягательностью, художник воплощает совершенно земное человеческое чувство, но идеально-возвышенное в своей духовной чистоте и силе. Эти картины — гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви стали значительными явлениями мирового искусства.
Духовно родственные искусство и религия едины в том, что охраняют человека, его память, позволяют понять трагический опыт нации, запечатленный в культуре. Взывая к любви, милосердию и состраданию, художник напоминает нам о вечном — нравственной красоте и духовной чистоте.

 PDF