В Научном архиве Государственного Эрмитажа нами был обнаружен корпус документов, относящихся к организации «Комнаты современного искусства» в Эрмитаже в 1930-е гг., до настоящего момента не упоминавшейся ни в одной публикации по истории музея. Главной исследовательской целью стало описание «Комнаты современного искусства», а именно определение временных рамок ее существования, принципов устройства, особенностей функционирования и характера связей с коллекцией музея, а также — фактического места ее расположения. Нами было установлено, что «Комната современного искусства» была создана для показа «современного западно-европейского искусства с уделением преимущественного внимания пролетарскому искусству и близким к нему течениям» и располагалась на 3 этаже Зимнего дворца, в зале 415 (ныне зал 318). Согласно первоначальному замыслу на постоянной экспозиции в «Комнате» должны были быть представлены работы современных западно-европейских мастеров, полученные в обмен на картины и скульптуры советских художников. Однако работа по закупке картин для обмена выполнена не была, и в начале 1932 г. стало очевидно, что организация постоянной экспозиции современного искусства находится под угрозой срыва. Тогда было принято решение вместо постоянной экспозиции организовать серию выставок. Первая из них — «Выставка революционных голландских художников» — была открыта в октябре 1932 г. Сектор западноевропейского искусства, ответственный за ее организацию, рассматривал «путь выставок» как временный, однако постоянная экспозиция современного искусства в Эрмитаже ни в 1930-е гг., ни позднее создана не была. Тем не менее, изучение архивных материалов, связанных с функционированием «Комнаты современного искусства», позволяет по-новому подойти к вопросу изучения выставок современного искусства в Эрмитаже как в советское время, так и сейчас.

 PDF