Станция метро «Маяковская», построенная по проекту архитектора А. Н. Душкина и украшенная мозаичными панно, выполненным по эскизам А. А. Дейнеки, была открыта 11 сентября 1938 г. В 1939 г. проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 34 сохранившихся (из 35 существовавших изначально) мозаики объединены общей темой, обозначенной самим автором, — «Сутки Страны Советов».
Обращает на себя внимание ракурс, точка зрения в изображении: объясняется это расположением мозаик в плафонах на сводах станции — имитируется взгляд снизу вверх. Однако это может быть связано и с тем, что именно в искусстве 1920-х — первой половины 1930-х гг., и особенно в фотографии, смелый ракурс и форсированная перспектива часто назывались новшеством и главной особенностью. Тем более что многие сюжеты на мозаиках очень напоминают некоторые фотографии — в частности, целый ряд прославленных снимков А. М. Родченко.
Вызывают интерес и изображенные сюжеты — яркие, емкие образы — некоторые взятые из прошлого, какие-то рожденные эпохой, подсмотренные в новой, меняющейся на глазах реальности. Причем характерно, что многие мотивы, очень похожие по композиции и набору элементов, встречаются у других авторов эпохи — крайне часто и практически во всех видах искусства, но особенно звучно и часто в фотографии, плакате и декоративно-прикладном искусстве.
Творчество А. А. Дейнеки достаточно хорошо изучено, а мозаики станции метро «Маяковская» являются знаковым памятником в творчестве автора, в искусстве эпохи и в ансамбле Московского метрополитена. Представляется плодотворным посмотреть на цикл мозаик с нового ракурса — через призму фотографии, пожалуй, самого распространенного, доходчивого — демократичного вида искусства периода, а также на примере ансамбля, путем вычленения из него основных сюжетов и мотивов и сопоставления их с широким кругом произведений различных видов искусства, проверить гипотезу о том, что, во-первых: в этот период в советском (или даже мировом) искусстве существовали характерные для времени лейтмотивы. Во-вторых, фотография, наряду с плакатом и декоративно-прикладным искусством, наиболее полно и доступно фиксировала и выражала эти образы. И, что самое главное, — тиражировала и распространяла их, оказывая влияние на сознание людей и визуальную культуру в целом.

 PDF