Известный венгерский художник Бела Уитц впервые приехал в Москву в 1921 г. В то время его интересовал и социализм, и модернизм. Он быстро познакомился с художниками, которых поддержали критики журнала «Леф», в том числе с Александром Родченко, Варварой Степановой, Густавом Клуцисом и другими. После этой поездки Уитц написал две важные картины, сильно отличающиеся от его фигуративного стиля. Первая—«Анализ иконы» (1922), вторая — «Борьба» (1922). Эти работы, украшенные летающими квадратами и кругами и выполненые в ярких цветах, напоминают дореволюционную футуристическую живопись. В первой части доклада я хочу доказать, что эти работы являются не полным поворотом к футуризму, а частным опытом с футуристическими формами и теорией конструктивизма одновременно.
Одной из главных задач Уитца была проблема перспективы. Эти работы демонстрируют, в сравнении с его картинами начала 1920-х гг., что Уитц пытался найти путь, который мог бы открыть для зрителей новое восприятия материального мира. Документы из его личного архива, а также из архива объединения «Октябрь» проливают свет на его позицию как художника и теоретика. Восприятие материального мира всегда находится внутри человека как часть его физического организма. Поэтому фигуративная живопись осталась основным методом художника до конца его жизни в 1972 г. Во второй части доклада я собираюсь показать, как Уитц, после своего переезда в Москву в 1926 г., пытался объединять идеи конструктивистов и футуристов о перспективе в живописи с собственным пониманием тео­рии перспективы Ренессанса, чтобы создать новую теорию монументального искусства и перспективы для новой советской эпохи.

 PDF