Иконография — носитель памяти, она является разработанной поколениями системой знаков, знание которой позволяет прочитывать содержание образа. В этой системе портрет является не только напоминанием об изображенной персоне. Его иконография складывается в интенсивном и сложном взаимодействии с художественным наследием различных эпох: в диалоге между прошлым и настоящим, традицией и модернизмом, русской и европейской живописью. Парадные изображения Зинаиды Юсуповой и Михаила Морозова относятся к наиболее интересным примерам подобных интерференций. В докладе эти произведения будут рассмотрены в общеевропейском контексте, в ходе сравнения с работами Веласкеса, Гейнсборо, Рейнольдса, Уистлера, Мане и Цорна. Так, портрет Юсуповой отражает как влияние парадного светского портрета конца XVIII в., так и вкусы эпохи модерна. В портрете Морозова, в свою очередь, очевидна традиция изображений властителей прошлых столетей. В то же время оба портрета являются выдающимися примерами тональной живописи, пользовавшейся большой популярностью среди современников Серова.

 PDF