Расцвет мемориального строительства, посвященного событиям Великой Отечественной войны, приходится на 1960–1970-е гг. В 1964 г. в Ленинграде был организован открытый конкурс на составление проекта памятника героическим защитникам города. Профессиональные архитекторы и любители, принявшие участие в конкурсе, создавали проекты, не только тесно связанные с развитием новых районов, но и допускающие реконструкцию исторического центра города.
Значительное число проектов предполагало создание нового мемориала в западной части Васильевского острова. Своеобразными пропилеями района и города со стороны залива должен был стать мемориальный комплекс. Наиболее масштабным представляется проект архитекторов А. Тарантула, С. Соколова и др., предполагающий объединение в протяженный ансамбль не только традиционных элементов: братских захоронений, стел, обелиска, но и вестибюля новой станции метро, стоянки автомобилей, существующих и проектируемых жилых кварталов. В проекте В. Волкова, В. Кисильгофа и Т. Беленькой памятник, выполненный в традиционной для Ленинграда форме разорванного кольца, посредством установленного в центре прожектора, направленного в небо, предлагается использовать в качестве маяка.
Архитектор-любитель В. Климов создает проект грандиозного мемориала на Неве, напротив Стрелки Васильевского острова. В основе проекта — идея развития симметричной композиции Стрелки путем сооружения острова с обелиском и зданием музея. Архитекторы В. Маслов и Г. Скороходов предлагали разбить новую площадь с монументом непосредственно за зданием Биржи, значительно изменив тем самым историческую застройку Стрелки. В. Попов, С. Ушаков и др. предлагали разбить новый мемориал непосредственно перед главным фасадом Адмиралтейства.
Многие архитекторы рассматривали в качестве места для строительства южные районы Ленинграда. И. Мальков разрабатывает протяженный комплекс, органично включенный в транспортную развязку с круговым движением в районе Средней Рогатки. Проект В. Германа и А. Кожухова предполагает создание мемориала непосредственно в центре транспортной развязки, от которой берут начало дороги на Москву, Киев, Авиагородок и аэропорт. Многие проекты на юге Ленинграда по праву можно считать предшественниками созданного в 1975 г. монумента на Площади Победы.
Благодаря рассматриваемым материалам выстраивается детальная картина развития художественных образов, призванных увековечить память о защитниках Ленинграда в период Великой Отечественной войны.

 PDF