Одним из наиболее важных событий в развитии Дальневосточного региона Российской империи было строительство Китайско-Восточной железной дороги (1897–1903 гг.), которое послужило мощным импульсом для оживления отдаленных территорий. Освоение линии КВЖД было отмечено волной градостроительных разработок, в которой особняком стоят планы городов Дальний, Порт-Артур (оба 1898 г.) и Харбин (1899 г.).
Для двух крупных морских портов (Порт-Артур, Дальний) Обществом КВЖД были выбраны территории на берегах красивых бухт в местах выхода железной дороги к океану. Третий из городов (Харбин) сооружался на реке Сунгари как торговый и железнодорожный узел в точке пересечения железных дорог.
Команды специалистов, разрабатывавшие планы всех трех городов, учитывали при планировании рельеф местности и использовали функциональное зонирование. Стремясь уйти от регулярной планировки, архитекторы предлагали полицентрические схемы, состоящие из автономных частей, что подчеркивалось пейзажной планировкой, разбивкой улиц и храмами различных конфессий.
Основу жилого фонда составляли просторные участки с частными домами по типу дачных. Помимо благоустроенных общественных пространств в городах была вся необходимая инфраструктура. Специализация архитекторов на неоклассической и неорусской архитектуре привносила «народность» из триады С. С. Уварова в облик удаленных форпостов.
Характеристики перечисленных планов, с учетом экономической независимости и юридического управления Обществом КВЖД, удивительно сходны с принципами теории Э. Говарда о городах-садах, опубликованных в книге «Завтра: мирный путь к реальным реформам» (1898 г.). Чрезвычайно быстрое проникновение теории Говарда на Дальний Восток обусловлено решительностью петербургской интеллигенции. Авторы планов дальневосточных городов К. Г. Сколимовский, А. И. фон Гоген и И. И. Обломиевский работали в редакции журнала «Зодчий» в 1890-х — 1910-х гг. вместе с будущим переводчиком книги Говарда на русский язык и его личным другом А. Ю. Блохом. Почти прямое воздействие английской градостроительной теории и попытка ее реализации на самом отдаленном кусочке русской земли (как на единственно возможной площадке вдали от монаршего взора) сыграло большую роль в истории русского градостроительства.

 PDF