В западноевропейском искусстве способ изображения городского вида с высоты птичьего полета оформился в первой половине XV в. и долгое время являлся единственным способом создавать относительно точное и объективное изображение городов. В то время подобные виды рисовались с высоких колоколен или с пригородных холмов. К началу XVI в.возникают аналитические методы построения широких перспективных видов с птичьего полета. С XIX в. «виды сверху» снимались камерами-обскурами (позже — фотоаппаратами) с воздушных шаров, что обеспечивало правильность перспективной картины, снятой с одной точки, но оставляло неразборчивыми дальние планы. В ХХ в. эти снимки заменила аэро­фотосъемка, которая решает как документальные, так и художественные задачи.
При обращении современных художников к виду на город с высоты птичьего полета проблемы топографической точности отходят на второй план или вовсе игнорируются — даже если изображается конкретный город, как Нью-Йорк у Вольса или Рим у Д. Нотарджакомо. На первом месте оказывается желание представить эмоциональное, личное отношение к городу — уже хотя бы потому, что подобные произведения никогда не создаются с натуры; значит, автор, выбирающий подобную точку зрения, с самого начала изображает вымышленный город или «город вообще». Так, у Г. Рихтера и Т. Байрле мегаполис предстает как нечто бесконечное, механически повторяющееся, у Вольса, Ф. Хундертвассера и Д. Нотарджакомо — как сложная органическая форма, концентрированная жизненная энергия всего, что составляет город. Во многих случаях заметно движение к языку абстракции, обусловленное, во-первых, очень высокой точкой зрения, из-за которой сливаются воедино формы и смазываются цвета, а во-вторых, восприятием мира как огромного города, в котором отдельные различия имеют мало значения.

 PDF