Ковроткачество — древнейший вид декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа. Наше утверждение не будет казаться абстрактным, если принять во внимание отдельные факты: во-первых, это сложные климатические условия, определившие необходимость утепления жилища; во-вторых, наличие разнообразной сырьевой базы; в-третьих, соседство со странами Ближнего Востока, где ковроделие всегда имело традиционный характер. Подчеркивая всеобъемлющий характер ковроделия, отметим, что формировалось и развивалось оно в определенных художественных традициях для каждого отдельного региона Северного Кавказа. Так, по технике исполнения, цветовой гамме и орнаментике все ковровые изделия делят на две группы: первая — ковры Южного Дагестана, вторая — Центрального и Северного Дагестана. Первая, наиболее многочисленная, подразделяется еще на три подгруппы: ковры селений Ахты и Микрах, ковры Дербентского района и табасаранские ковры. Эти подгруппы представлены ворсовыми коврами, гладкими односторонними сумахами, двухсторонними паласами и небольшими ковровыми изделиями. Вторую группу составляют гладкие двусторонние ковры, а также циновки и войлоки. При всем многообразии техник и узорных мотивов абсолютным приоритетом обладают ворсовые ковры «ахты», «микрах», «дербент» и «табасарани», т. к. они имеют самую высокую плотность (211,6 тысяч узлов на 1 кв. метр) и короткий ворс. Важной составляющей специфики южно-дагестанских ковров, безусловно, является орнамент. Так, структура композиции ахтынских и микрахских ковров насчитывает 15 основных схем и бесчисленное множество их вариантов. Самый распространенный рисунок «гасан-кала», в основе имеет трехмедальное или шестимедальное построение. Центральные медальоны — яркие и насыщенные по цвету, с четкими контурами. В целом, в цветовой гамме ковров преобладают синие, красные, белые и розовые цвета. Известны и другие схемы, например, «аг-гюль», «алма-гюль», «патнуси», «куш-гюль»... В табасаранских коврах встречается своеобразный узорный мотив с оригинальным названием — «пляска джигитов». Отличительной особенностью этой схемы ковра являются изображения человеческих фигур в характерных позах горского танца.
Как явление декоративно-прикладного искусства ковры народов Северного Кавказа представляют собой единое художественное целое, со своими приемами орнаментирования и уникальными особенностями развития. О подлинной народности искусства ковроделия свидетельствует их тесная связь со многими народными обрядами и обычаями — свадьбами, похоронами, приемами гостей — что, в свою очередь, способствовало развитию национальных орнаментальных форм. Консервативность, обусловленная замкнутым образом жизни горянок-мастериц, хранительниц художественных традиций коврового производства, определила сохранность многих орнаментальных мотивов, идущих из глубины веков.

 PDF