В России монументальная живопись в 60–80 гг. XIX в. испытывала кризис, это было связано с интересом творческой интеллигенции к народной жизни и проявилось в небывалом расцвете станковой картины. С началом 1890-х гг. ситуация изменилась: начали проводиться работы во Владимирском соборе и Кирилловской церкви в Киеве, строились и украшались церкви в Талашкино, Абрамцево, над живописным убранством которых трудились выдающиеся художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих и др.
В России яркими образцами монументальной живописи считались храм Христа Спасителя в Москве и Владимирский собор в Киеве. Росписи в московском храме проводились в 1860–1870-х гг., в киевском в 1885 г., почти в это же время были начаты работы над полихромией Мариацкого собора в Кракове. В докладе рассматривается монументальная живопись представителей эпохи «историзма» Яна Матейко и В. М. Васнецова, которая стала своего рода связующей нитью между XIX в. и временем Сецессии — символизмом и ранним модернизмом. Как писал критик С. К. Маковский, «Васнецов создал стиль. Пусть даже непрочный и нежизненный. [...] он бесконечно ближе к народной красоте, милее, интимнее, правдивее, чем „петушиный“ стиль, воспетый Стасовым». К сожалению, в исследованиях творчества Яна Матейко мне не приходилось ни разу встречать словосочетание «матейковский стиль», а ведь он его создал.

 PDF