Сделав объектом междисциплинарного исследования историю развития городской усадьбы XVII–XX вв., автор на конкретном примере показывает процесс накопления культурного потенциала в локальных объектах городского пространства, который, собственно, и превращает архитектурную постройку в «культурное гнездо», носителя историко-культурного наследия. Автор прослеживает появление устойчивых и развивающихся во времени социокультурных комплексов, непосредственно связанных или ассоциируемых с такими материальными объектами и, прежде всего, с судьбой их обитателей, гостей, наблюдателей, бытописателей.
Одним из переломных моментов и в облике, и в судьбе усадьбы на Поварской, 9 был период конца XIX — начала XX в., связанный не только с грандиозной перестройкой старо­московской усадьбы начала XIX в., но и с изменением ее функций и назначения как представительского особняка новой культурной и деловой элиты России. Превращение в «палаццо искусств» в подражание образцам эпохи Возрождения при последних владельцах усадьбы, среди которых Боткины, Щукины, Цетлины-Высоцкие, было связано с именами архитекторов И. С. Кузнецова, А. Н. Зелигсона, художников М. Врубеля, И. Репина, М. Серова, поэта А. Фета, композитора-академиста А. Т. Гречанинова, а впоследствии и многих представителей «Серебряного века» русского искусства.

 PDF