Многосторонняя деятельность Николая I, связанная с мемориализацией истории Отечественной войны 1812 года, и ее роль в формировании общей идеологии его царствования изучены в отечественной науке лишь фрагментарно. С одной стороны, существуют
исследования, реконструирующие процесс создания придворным историком А. И. Михайловским-Данилевским текста истории — «Описания Отечественной войны в 1812 году» (первое издание: СПб., 1839) и его взаимодействие с венценосным заказчиком. Как правило, это крупномасштабное предприятие рассматривается учеными в отрыве от общей деятельности Николая I в этом направлении. С другой стороны, процесс создания серии из 12 крупноформатных живописных сцен из истории войны 1812 г., заказанной императором баварскому художнику Петеру фон Хессу, блестяще реконструирован отечественными искусствоведами.
Основываясь на изучении архивных источников и материалов, приведенных в исследованиях наших предшественников, нам удалось выявить и проанализировать ранее не рассматривавшийся факт непосредственного участия придворного историка А. И. Михайловского-Данилевского в работе П. Хесса над созданием живописной серии, предназначенной для оформления особой «мемориальной комнаты» военной истории России в Зимнем дворце. Сосредоточившись на микроистории отдельного художественного заказа, нам удалось сопоставить «правки», лично внесенные императором в создаваемые по его инициативе вербальный и визуальный тексты истории войны, и обозначить общие приоритеты и акценты, расставляемые по его желанию в «эталонной» военной истории России. В частности, резкое изменение понимания роли отдельных полководцев и «народа» в борьбе с наполеоновской армией, намеченное в трудах А. И. Михайловского-Данилевского и в полной мере выраженное в статьях Ф. Булгарина, находит дальнейшее развитие в визуальных интерпретациях истории войны П. Хесса. Полученные таким образом частные выводы позволяют глубже проанализировать деятельность Николая I, направленную на переосмысление и «переписывание» национальной истории России.

 PDF