Будрина Людмила Алексеевна
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия
Славу мастерам фирмы Фаберже, наряду с императорскими пасхальными яйцами и изящными цветочными композициями, принесли каменные фигурки, исполненные в сложнейшей технике объемной мозаики.
Долгое время собственно Фаберже приписывалось изобретение этого способа создания полихромной скульптуры. Однако справедливость требует вспомнить многочисленные памятники, созданные на закате итальянского Возрождения в мастерской Великих герцогов Медичи и ее последователями из германских княжеств.
Новый виток интереса к затратной, но эффектной технике происходит в последней четверти XIX в. Наряду с хорошо известными российскими мастерскими Карла Фаберже, выпустившими более полусотни фигурок между 1908 и 1916 гг., и Алексея Денисова-Уральского, создавшего несколько скульптур в 1914–1916 гг., к технике каменной полихромной декоративной скульптуры обращаются европейские художники.
Так, в Италии ее возрождает в Opificio delle pietre dure Паоло Риччи (Paolo Ricci), создавший, по крайней мере, три фигуры в этой технике (1873–1881).
Во Франции можно отметить творчество Огюста Воде (Auguste Alfred Vaudet), который исполнил скромный по размерам бюст Аякса (1881), и Эмиля Голяра (Emile Felix Gaulard), автора наборного рельефа «В неизвестное» (1902).
Любопытно, что практически одновременно с появлением наборных каменных фигурок в ассортименте фирмы Фаберже к их созданию обращается еще один французский скульптор — Жорж Анри Лемэр (Georges Henri Lemaire). Его достаточно многочисленные объемные мозаики датируются 1892–1914 гг.
Все упомянутые мастера широко экспонируют свои произведения, в том числе — на крупных международных художественных и Всемирных выставках. Это позволяет говорить о возрождении техники объемной каменной мозаики как общей европейской тенденции, а не уникальном явлении русского прикладного искусства начала ХХ столетия.