В статье предлагаются к рассмотрению вопросы пересечений и параллелей творчества Фердинанда Ходлера (1856–1918) и искусства Ренессанса. Художественная практика выдающегося швейцарского мастера имела очевидную гуманистическую и антропоцентрическую направленность. Глубокий интерес к ренессансным достижениям оказал плодотворное влияние и на его становление, и на развитие принципов зрелого творчества.
Будут проанализированы аспекты педагогической практики Б. Менна, учителя Ходлера, гуманистическое содержание которой разбудило в молодом художнике стремление к познанию объективных законов, естественнонаучный интерес. Также рассмотрена ходлеровская универсальная теория параллелизма в контексте его произведений. Высвечены фактические и опосредованные влияния и пересечения с творчеством А. Дюрера и Г. Гольбейна, Джотто и других «итальянских примитивов», Мантеньи и Микеланджело в плане восприятия, композиции, технологических и декоративных приемов. Проведен анализ линейно-пространственных построений в фигурных символистских композициях Ходлера, а также рассмотрены вопросы, относящиеся к применению линии, цвета и света художником в сопоставлении с ренессансными устремлениями.
Разностороннее изучение Ходлером человека, наблюдаемое в ряде композиций, связанных с темой «смерти — жизни» и темой «тело — движение — эмоция», также является предметом данной статьи. Тело как феномен природы рассматривается художником в диалоге реалистического изображения движения, в том числе танцевального, и внутренней эмоции. Платоновская эвритмия встречается здесь с обновленным видением художника-символиста. Научный подход и экспрессивность выражения, поиск красоты и осознанная комбинаторика фигур, фресковые аллюзии и обновление масляной техники — черты творческого метода Ф. Ходлера рассматриваются в контексте европейского модерна и символизма.
Художник предстает как «ренессансная» личность в парадигме искусства конца XIX — начала XX в. Ходлеровский ответ на вызовы эпохи: изучение и представление нового «психофизического» человека, космоса самого в себе, который неразрывно связан с великой тайной непознаваемой природы. В творчестве Ходлера гармония человека и природы обнаруживается в парадоксальном схождении индивидуального реалистического визуального художественного языка и латентных символистских смыслов.

 PDF