Увлечение искусством Ренессанса среди польских художников было связано с деятельностью художественной колонии в Риме, сформировавшейся в 1820-е гг. Интерес вызывали прежде всего произведения Рафаэля, на которые опирался Войцех Корнелий Статтлер, создавая своих «Маккавеев» (1830–1842), одно из наиболее значимых, патриотичных и символических произведений польского романтизма. В следующем поколении Генрих Родаковский в своих картинах на исторические темы и в портретах (например, портрет Леонии Блюдорн) обращается к наследию венецианских художников эпохи Возрождения, Тициана и Веронезе, создавая свой идеал красоты и свой стиль, соединяющий «величие и простоту». Ян Матейко избрал иной путь соотнесения с Ренессансом, изображая важнейшие моменты польской истории XVI в. и стремясь к формальному великолепию венецианской живописи. В 1870-е гг. увлечение Ренессансом было распространено среди художников польской колонии в Мюнхене. Мечтательное поэтическое настроение и ренессансные мотивы в архитектуре и костюмах персонажей присутствуют в картинах Адама Хмеловского («Итальянская сиеста»). Также Александр Герымский, вдохновляясь Тицианом («Итальянская сиеста»), создает новую колористическую структуру картины, подобную опытам импрессионистов. В начале XX века в произведениях художников-неоклассиков, таких как Евгениуш Зак, используется наследие Леонардо (портреты), Боттичелли (идиллические сцены, например, «Купальщица»). Раннее Возрождение вдохновляло Вацлава Боровского (церковь в Милославе). Эти художники вошли в группу «Ритм», возникшую в межвоенный период и бывшую последним крупным художественным явлением, связанным с искусством Ренессанса. Одним из членов этого объединения был Любомир Шленджинский, выпускник Петербургской Академии художеств, в чьих официальных пропагандистских произведениях отразилось использование мотивов искусства Раннего Возрождения и Древнего Рима.

 PDF