Доклад посвящен проблемам европейской портретной живописи на рубеже XVIII–XIX вв. и сложению портретной концепции романтизма.
В рассматриваемый нами период главным становился портретный жанр. Острый интерес неоклассицизма к исторической живописи сменился важным для эстетики зарождавшегося романтизма стремлением к выражению в портретном жанре индивидуальности модели и новых творческих методов художника.
На рубеже столетий существовало две школы, лучше всего отражающие тенденции того периода. Так, Франция тяготела к классической традиции XVIII в., тогда как Англия придерживалась традиций сентиментализма, поскольку Королевская академия искусств была образована позже, только в 1768 г.
Предметом нашего исследования были выбраны произведения, наиболее ярко отражающие веяния в искусстве около 1800 года, а также картины известных мастеров середины XVIII в.
Целью исследования было выявить отличительные тенденции каждой из школ и общие черты в европейском портретном искусстве XVIII–XIX вв.
В ходе работы мы пришли к выводам, что в то время создание уникального образа выражалось в выборе нестандартных композиций, форматов, фоновых решений, большей нюансировке цветовых оттенков. В картинах появился воздух и естественный свет.
Нужно заметить, что существует достаточно обширный корпус специальной литературы, посвященной европейскому искусству раннего романтизма. Однако, несмотря на широкий охват тем, затронутых специалистами, ни один автор не выделяет в качестве отдельной проблемы феномен портретного искусства около 1800 г. Вместе с тем эта проблема, на наш взгляд, представляет особый интерес для исследования.

 PDF