Если десакрализация в искусстве периода после Иконоборческого восстания 1566 г. в современных исследованиях занимает значительное место (в частности, в трудах Д. Фридберга, К. Йонкере, Л. П. Вандела), то изменения в способе изображения сцен Священного Писания первой половины XVI в. изучены сравнительно мало, хотя во многом именно они обусловили масштабность и бескомпромиссность иконоклазма в Нидерландах. Поэтому представляется небезынтересным остановиться на рассмотрении путей десакрализации священных образов в период, предшествующий Иконоборческому восстанию, — в первой половине XVI в.
Сюжет «Тайной вечери», нечасто встречающийся в живописи времен «фламандских примитивов», в интересующий нас период переживает пик своей популярности, чему способствовал ряд факторов как художественного, так и идейного характера. Влияние мастеров итальянского Возрождения, распространение Реформации, одним из ключевых вопросов которой была сущность и значение Тайной вечери, — все это способствовало иконографическим инновациям в репрезентации данного сюжета в Нидерландах.
Подобные изменения стали возможны также благодаря относительной иконографической свободе (при изображении Тайной вечери мастера были скованы значительно меньше, чем при изображении, к примеру, Распятия); не менее им способствовал «Bilderfrage», поднятый в ходе Реформации и бывший особенно актуальным в Нидерландах.
Пути этой десакрализации мы проследим на примере изображения Тайной вечери как в картинах северонидерландских мастеров: Я. ван Остсанена, амстердамского Мастера Смерти Марии, так и южнонидерландских: П. Кука ван Альста, П. Поурбуса (Пурбюса) и др., привлекая и современные картинам произведения декоративно-прикладного искусства (тарелки, ковры), в иконографической программе которых черты десакрализации проявились еще отчетливей, нежели в станковой живописи.

 PDF