Феррара — один из важнейших художественных центров Ренессанса, история которого связана с родом д’Эсте, правившим этим городом в течение всей эпохи Возрождения, многие представители которого были видными меценатами и коллекционерами.
Герцог Эрколе II д’Эсте, как и его предшественники, активно покровительствовал искусствам, однако до сих пор нет ни одного исследования, посвященного его меценатской деятельности. Период его правления (1534–1559 гг.), являющийся яркой страницей культурной жизни ренессансной Феррары, остается, пожалуй, самым малоизученным по сравнению с периодами правления других правителей Феррары из рода д’Эсте. Для этого есть ряд причин, и главной из них является сложившееся в истории искусства представление о «золотом веке» ренессансной Феррары, который приходится на вторую половину XV — первую четверть XVI в. Именно этот период привлекает наибольшее внимание исследователей, в то время как период с 1534 г. по 1598 г., когда Феррара, после смерти сына Эрколе II, Альфонсо II д’Эсте, перешла под власть папства, считается периодом ее постепенного угасания как художественного центра. И если меценатство последнего герцога Феррары, Альфонсо II д’Эсте, все же рассматривается искусствоведами как отдельная проблема, то о меценатстве Эрколе II упоминается, без подробного анализа, лишь в обобщающих работах, посвященных всей семье д’Эсте.
Тем не менее, культурная жизнь Феррары в годы правления Эрколе II была очень насыщенной и интенсивной. Хотя Феррара перестала быть самостоятельным центром изобразительного искусства, говорить о ее угасании неверно. Кроме того, она сохраняла свой статус одного из ведущих центров литературы, театра и музыки.
Цель доклада — проанализировать меценатскую деятельность Эрколе II д’Эсте и дать общую характеристику культуре Феррары во время его правления.

 PDF