Работа посвящена раннему этапу мифологизации «Джоконды» Леонардо да Винчи, связанному с именами Т. Готье, Ж. Мишле и У. Патера. В середине XIX в. ими был сконструирован чрезвычайно влиятельный миф о портрете Моны Лизы.
Текст Вазари, закрепивший за «Джокондой» качества «верности природе» или «жизнеподобия», породил традицию описания произведения, просуществовавшую до начала XIX в. Одним из основоположников нового подхода к интерпретации портрета стал Готье, в работах которого происходит трансформация топоса «верности природе» и, следовательно, изменение традиции, обуславливавшей восприятие портрета, начиная с эпохи Ренессанса. «Жизнеподобие» больше не является значимым per se, но подразумевается и передается через ощущение смутной тревоги, вызванной опьяняющим, гипнотическим эффектом, который портрет оказывает на зрителя.
Трансформацию топоса «верности природе» у Готье можно соотнести с характерным для романтизма интересом к таинственному, а также с развитием готического романа в литературе XIX в. «Жизнеподобие» интересует романтиков не столько как показатель мастерства художника, сколько как признак потенциальной способности портрета стать «ожившим». Мотив «говорящего», «выходящего из рамы» или просто «загадочного», но в конечном счете, «рокового» портрета проникает в художественную литературу вместе с появлением готического романа.
Идея «Джоконды» как «рокового» портрета получает дальнейшее развитие в трудах Мишле. Известный своим интересом к теме зла, он прославляет «магическую», «фаустовскую», почти «демоническую» энергию произведений Леонардо. Прореспубликанская и антирелигиозная позиция Мишле способствует созданию образа Леонардо как воплощения духовной свободы Ренессанса и, вместе с тем, наделенного тайным знанием создателя опасных демонических образов. Представление о существовании чего-то зловещего и гипнотического в картинах мастера является наиболее значительным вкладом французского историка в сложение мифа о Леонардо в XIX в.
Инициированная французскими романтиками, мифологизация портрета была завершена благодаря Патеру, чей текст получил широкую известность. Трактовка «Джоконды» как универсального произведения, воплотившего в себе опыт человечества, отсылает к идеям перерождения, смерти и воскресения, ключевым для его концепции «вечного Ренессанса». В интерпретации Патера «Джоконда» приобретает статус не только безусловного шедевра Леонардо, но и универсальной «иконы» Нового времени, существующей вне времени и пространства.

 PDF