История Крымского полуострова, наполненная событиями, определила мультикультурный характер развития местной архитектуры. Внимание к теме взаимодействия традиций в зодчестве Крыма проявляли многие историки искусства, тем не менее, ставить точку в этом вопросе еще рано. В связи с политическими событиями и новыми археологическими находками исследования, посвященные взаимовлиянию и взаимопроникновению архитектурных приемов и образов в крымской архитектуре, выходят на новый уровень.
Крым явился важным связующим звеном между Севером и Югом, Западом и Востоком. Через полуостров проходили не только торговые пути, но и осуществлялись культурные контакты. Тесные связи между народами, населявшими Крым, и государствами, имеющими дипломатические интересы, пересекающиеся на полуострове, породили интересные в художественно-образном плане памятники искусства.
Опыт взаимодействия культурных традиций ярко проявился в ряде сооружений, возведенных в разные исторические эпохи и относящихся к различным типам архитектуры. Наиболее интересный синтез культурных явлений в зодчестве полуострова наблюдается в памятниках средневекового Крыма. Среди них церковь Иоанна Предтечи в Керчи, дворец крымских ханов в Бахчисарае, крепостные сооружения в районе Керчи, Судака и Севастополя, культовые и жилые постройки городов Крыма. Интересные параллели обнаруживаются в творчестве мастеров, маршруты перемещения которых лежали через полуостров. Наиболее яркой в этом плане является творческая биография зодчего Алевиза Нового, который по пути из Италии в Москву был задержан ханом Крыма и привлечен к работам во дворце Бахчисарая.
Доклад посвящен анализу взаимовлияния форм, приемов и образов в архитектурных памятниках Крыма на примере сооружений разной типологии.

 PDF