Чуркина Дарья Александровна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия
В конце XIX — начале XX в. благодаря публикациям итальянского ученого Адольфо Вентури феррарская школа живописи впервые стала рассматриваться историками искусства как самостоятельный художественный феномен.
Как на ранних стадиях изучения искусства Кватроченто в Ферраре, так и в дальнейшем в центре внимания исследователей находилось творчество трех основных мастеров, работавших при дворе герцогов д’Эсте: Козимо Туры, Франческо дель Косса и Эрколе деи Роберти. В современной историографии изучены как истоки их творчества, так и их взаимное влияние.
Однако само понятие «школы живописи» всегда подразумевает наличие некой культурной и художественной среды, которая формирует вполне определенный, узнаваемый живописный язык и предполагает наличие большого числа мастеров, различных по уровню дарования и известности. В связи с этим полноценное изучение Раннего Возрождения в Ферраре невозможно без внимания к творчеству ряда анонимных художников.
На основании необычных стилистических черт, присущих произведениям, которые им приписываются (их характер напоминает скорее о терминологии и методике атрибуции Дж. Морелли), эти живописцы получили в научной литературе условные имена «Мастер фигур с широко раскрытыми глазами» и «Мастер фигур с подмигивающими глазами». Об их существенном вкладе в формирование «феррарской мастерской» говорит уже факт их участия в создании фресок Зала Месяцев в Палаццо Скифанойя, важнейшего памятника феррарской живописи второй половины XV века. В распоряжении исследователей есть также несколько атрибутированных им произведений станковой живописи, находящихся преимущественно в феррарских собраниях.
Самобытный язык, объединяющий всех живописцев феррарской школы XV в., свойственен в полной мере и этим двум мастерам. Их работы демонстрируют те же тенденции и традиции придворного искусства Феррары, так что в поле нашего зрения неизбежно окажется и станковая, и монументальная живопись, и книжная миниатюра. Ряд специфических черт отличает, однако, их творчество от манеры ведущих художников. Пользуясь методами иконографического и стилистического анализа, мы поставим произведения анонимов в общий контекст феррарской живописи, что позволит расширить представления и о творчестве ее главных художников, и обо всей школе в целом.