Тараканова Екатерина Ивановна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия
Капелла Маццатоста в церкви Санта Мария делла Верита в Витербо практически не упоминается в отечественной историографии. В зарубежных исследованиях этой капеллы основной акцент делается на стилистических особенностях ее росписи — это одна из двух известных безусловных работ Лоренцо да Витербо. В ряде статей поднимались вопросы относительно портретных изображений и соотнесенности сюжетов росписи с современными мастеру событиями, но нигде капелла Маццатоста не рассматривалась как законченный художественный ансамбль. В настоящем исследовании такой подход применен впервые.
Своеобразный лейтмотив программы декорации этого памятника конца 60-х гг. XV в. — тема чуда, связанная с явлением Мадонны в церкви Санта Мария делла Верита в 1446 г. Чудеса изображены и на стенах капеллы Маццатоста. Это поведение трехлетней Марии, взбежавшей по ступеням Храма и допущенной в Святая Святых; расцветший посох в руках Иосифа Обручника; Благовещение, ставшее первым этапом Боговоплощения; Поклонение Младенцу; и кульминация — Вознесение Богоматери, желание удостовериться в котором апостола Фомы возвращает к вопросу веры в чудо.
Художественное воплощение программы декорации капеллы Маццатоста отмечено рядом формальных особенностей, за каждой из которых кроется определенный смысл. Своеобразной осью этого мариологического цикла является композиция алтарной стены. На ней трижды по вертикали размещено изображение Мадонны. Ключевой является верхняя сцена Вознесения Богоматери. Один из апостолов — свидетелей этого события — выбивается из общей группы: его можно воспринимать обращенным как в пространство самой капеллы (подобно резонеру, призывающему посетителя присоединиться к созерцанию чуда), так и к смежной (правой) стене (тогда он как будто становится участником сцены поклонения Младенцу Христу). Прорезающий правую стену капеллы бифорий в определенное время суток «проецируется» на противоположную стену со сценой «Обручения Марии», при этом солнечный свет озаряет именно фигуры центральных персонажей.