Капелла Маццатоста в церкви Санта Мария делла Верита в Витербо практически не упоминается в отечественной историографии. В зарубежных исследованиях этой капеллы основной акцент делается на стилистических особенностях ее росписи — это одна из двух известных безусловных работ Лоренцо да Витербо. В ряде статей поднимались вопросы относительно портретных изображений и соотнесенности сюжетов росписи с современными мастеру событиями, но нигде капелла Маццатоста не рассматривалась как законченный художественный ансамбль. В настоящем исследовании такой подход применен впервые.
Своеобразный лейтмотив программы декорации этого памятника конца 60-х гг. XV в. — тема чуда, связанная с явлением Мадонны в церкви Санта Мария делла Верита в 1446 г. Чудеса изображены и на стенах капеллы Маццатоста. Это поведение трехлетней Марии, взбежавшей по ступеням Храма и допущенной в Святая Святых; расцветший посох в руках Иосифа Обручника; Благовещение, ставшее первым этапом Боговоплощения; Поклонение Младенцу; и кульминация — Вознесение Богоматери, желание удостовериться в котором апостола Фомы возвращает к вопросу веры в чудо.
Художественное воплощение программы декорации капеллы Маццатоста отмечено рядом формальных особенностей, за каждой из которых кроется определенный смысл. Свое­образной осью этого мариологического цикла является композиция алтарной стены. На ней трижды по вертикали размещено изображение Мадонны. Ключевой является верхняя сцена Вознесения Богоматери. Один из апостолов — свидетелей этого события — выбивается из общей группы: его можно воспринимать обращенным как в пространство самой капеллы (подобно резонеру, призывающему посетителя присоединиться к созерцанию чуда), так и к смежной (правой) стене (тогда он как будто становится участником сцены поклонения Младенцу Христу). Прорезающий правую стену капеллы бифорий в определенное время суток «проецируется» на противоположную стену со сценой «Обручения Марии», при этом солнечный свет озаряет именно фигуры центральных персонажей.

 PDF