Франческо Дзордзи, известный также как Франческо Джорджо Венето (1460–1540), гуманист, просвещенный теолог, знаток греческого и древнееврейского языков, посвятил свою жизнь изучению Библии и каббалы, переписывался с Джованни Пико делла Мирандола.
В первом сочинении Франческо Джорджо «De harmonia mundi» изложена мистическая доктрина мира, в соответствии с которой весь универсум и населяющие его создания устроены в соответствии с единой пропорциональной системой, которая может быть изучена точно так же, как законы математики, применяемые архитекторами. По мнению теоретика, воспроизвести эти пропорциональные соотношения возможно и в архитектурной практике — в ней Франческо Джорджо также был прекрасно осведомлен. Он рассчитывал пропорции для интерьера нового храма Сан Франческо делла Винья, перестроенного Якопо Сансовино и завершенного Андреа Палладио.
Идеи об идеальных пропорциях и умозрительных постройках, в которых эти пропорции воплощены, фигурировали во многих философских и архитектурных трактатах эпохи Возрождения, таких как «Гипнэротомахия Полифила» Франческо Колонны, «Трактат об архитектуре» Антонио Аверлино, прозванного Филарете, трактат «Da Pintura Antiga» Франсиско де Олланда. Воображаемые архитектурные постройки от Дворца Добродетели и Порока у Филарете до Храма Живописи у Олланды являлись воплощением идеи мироустройства.
Мы собираемся проанализировать развитие образной идеи «мироздания как идеальной архитектурной постройки» на примере трактата Франческо Джорджо в контексте современной ему теории архитектуры: исследовать предложенные им архитектурные образы; рассмотреть пропорциональные соотношения, выведенные автором; проанализировать архитектурный «словарь» Франческо Джорджо.
Мы будем исследовать текст трактата по оригинальному латинскому изданию (издание, хранящееся в BNF в Париже: Francesco Giorgio. De harmonia mundi totius cantica tria. Paris, A. Berthelin, 1545), а также предполагаем обратиться к тексту перевода, выполненного Ги Лефевром де ла Бодри (издание, хранящее в РГБ в Москве: Francesco Giorgio. L’Harmonie du monde, divisée en trois cantiques. Paris, 1578). Это позволит использовать в качестве контекста архитектурные трактаты, появившиеся в эпоху Возрождения как в Италии, так и во Франции.

 PDF