В докладе исследуется усвоение венецианской иконографии “sacra conversazione” в произведениях греческих художников XVI в., живших в Венеции или областях, находившихся под ее властью.
Термин “sacra conversazione” (ит.: священное собеседование) обычно используется для обозначения жанра религиозной живописи, развившегося в ренессансной Италии в XV–XVI вв. В основе композиции — изображение Богоматери с Младенцем на престоле со святыми по сторонам. Фигуры находятся в едином пространстве, и хотя слово «собеседование» подразумевает разговор между ними, они изображаются не разговаривающими, но пребывающими в состоянии безмолвного духовного общения.
Эта иконография начала формироваться во Флоренции в конце 1430-х гг. Она присутствует в произведениях таких художников, как Филиппо Липпи, Фра Анджелико и Доменико Венециано. Новая иконография, соответствующая ренессансному идеалу реалистичного изображения трехмерного пространства с натуралистично переданными фигурами персонажей, распространилась по всей Италии и стала обычным сюжетом для живописных алтарей, заменив фрагментированные изображения на позднеготических полиптихах. В Венеции эта иконография распространилась несколько позднее, в 1470-х гг., после того как в нее внесли существенные нововведения Джованни Беллини и Антонелло да Мессина. Она стала основной композиционной формулой для алтарей и других произведений религиозной живописи.
Поствизантийские художники, жившие в Венеции и бывшие членами греческой общины, получившей официальный статус в 1498 г., а также жившие на подвластных Венеции территориях бывшей Византийской империи (таких как Крит и Кипр), были подвержены прямому влиянию венецианского искусства, которое они воспринимали на разных уровнях. В XVI в. некоторые из этих художников, например, Иоаннис Пермениатис, Донатос Вицаманос и многие безымянные мастера, усвоили иконографию “sacra conversazione” и использовали ее в разных вариантах. В докладе исследуются характерные примеры такого усвоения как особая форма плодотворного взаимодействия между поствизантийским и ренессансным венецианским искусством.

 PDF