Основной иконографический сюжет в оформлении кадил XI–XII вв. — изображение Небесного Иерусалима. Истоки этой иконографии и обусловленной этим формы кадила вполне очевидны — в своем трактате «О различных искусствах» (XII в.) Теофил рекомендует придавать кадилам именно такой облик.
Действительно, именно в форме архитектурных сооружений выполнено большинство кадил того времени. Также существуют кадила шарообразной формы, что, скорее всего, объясняется византийскими влияниями, усилившимися в правление Оттона II (См.: Schwarz E. Under the Influence: Byzantine Metalwork and the Development of the German Censer. Athens, 2004. P. 204–207).
Однако, за редкими исключениями (среди них особенно выделяется кадило Гоцберта из сокровищницы Трирского собора), мастера, изготавливающие кадила, не следуют всей иконографической программе, описанной Теофилом, часто опуская фигуры апостолов и пророков. Их отсутствие, вероятно, объясняется техническими сложностями.
Тем интереснее кадило из собрания Дворца изящных искусств в Лилле (Lille, Palais des Beaux-Arts, Inv. N. A82), происходящее из региона долины реки Маас и изготовленное около 1160 г. Кадило, созданное, возможно, мастером по имени Райнер, декорировано небольшими фигурами, однако выбранный сюжет происходит не из трактата Теофила. Во-первых, мастер отказывается от образа здания, выбирая шарообразную форму. Во-вторых, фигуры на завершении кадила изображают «Трех отроков в пещи огненной», сюжет, в средневековом искусстве, безусловно, распространенный, однако на кадилах почти не встречающийся (из кадил, опубликованных в фотоархиве Марбурга это — единственное). Возможно, художника привлекла не только теологическая программа данного сюжета и его роль в литургии, но и оптический эффект, возникавший при движении дыма из верхней части кадила.
В докладе на примере этого кадила предполагается рассмотреть не только возможные истоки его иконографии, но и сюжет «Отроки в пещи огненной» в декоративно-прикладном искусстве, а также примеры перемещения различных сюжетов в прикладном искусстве.
Кадила из-за их размера, часто не располагающего к обширной иконографической программе и сложным техническим решениям, до сих пор, несмотря на недавние публикации (Westermann-Angerhausen H. Mittelalterliche Weihrauchfasser von 800 bis 1500. Petersberg, 2014) остаются, особенно в русскоязычном искусствознании, достаточно неисследованной
темой.

 PDF