В настоящей работе проводится сравнительный анализ изображений Страшного Суда в готической монументальной пластике XIII в., сохранившихся в разных регионах Франции, Германии, Испании, Англии, с целью:
• выявления общих и специфических черт в развитии нарратива и выстраивании иконографических программ;
• исследования обусловленности интерпретации темы историческим и социокультурным контекстом;
• характеристики факторов, влияющих на формирование иконографических программ и стилистических черт исследуемых памятников;
• изучения природы новых способов продуцирования смыслов, новых типов взаимодействия вербального и визуального в рамках этих изображений.
Хронологически рассматриваемые изображения Страшного Суда охватывают период, начинающийся с рубежа XII–XIII столетий, заканчивающийся последним десятилетием XIII в. и, по сути, совпадающий с развитием высокой готики в Западной Европе. Таким образом, изучение этого круга памятников, в известной степени, касается и проблемы стадиальных отличий интерпретации темы Страшного Суда внутри готического стиля с точки зрения ее региональной специфики.
Ключевое место, которое занимает изображение Страшного Суда в готическом монументальном искусстве XIII в., породило длительную традицию его изучения с точки зрения как иконографической трактовки, так и стилистики (в тех случаях, когда сохранность памятников это позволяла). Данное исследование опирается на эту традицию, но его отличительной особенностью является именно компаративистский подход, обобщающий основные тенденции интерпретации темы в регионах, где она особенно активно представлена. Это позволяет приблизиться к созданию целостной картины развития темы Страшного Суда в указанный период.

 PDF