В предлагаемом докладе планируется проведение стилистического анализа фресок храма архангела Михаила Сковородского монастыря близ Новгорода и поиск их возможных аналогий в восточнохристианском искусстве начала XV в. для уточнения датировки росписи.
Мнение о том, что сковородские фрески были работой мастеров рубежа XIV–XV вв. (или начала XV в.), разделяет большинство исследователей.
Описывая стилистические особенности сковородской росписи, исследователи склонны связывать этот ансамбль с тем направлением, которое впоследствии найдет широкое развитие в живописи Москвы. Э. С. Смирнова называет его «поэтическим классицизмом», который «в своеобразной форме отразился в культуре Москвы, в творчестве Андрея Рублева и художников его круга». Л. И. Лифшиц определяет это направление как «сентиментальный» стиль и считает, что «этот памятник в целом принадлежит уже культуре XV века, хочется сказать, культуре эпохи Андрея Рублева с его возвышенным идеализмом». Среди русских аналогов, которые приводят исследователи — икона «Апостол Фома» из Русского музея, миниатюры Зарайского Евангелия, а также роспись новгородской церкви Рождества на Кладбище. В контексте восточнохристианского искусства исследователи склонны связывать появление росписи Сковородки с искусством Моравской Сербии. Г. И. Вздорнов сравнивает живопись сковородского ансамбля с фресками Каленича, Манасии, а также с миниатюрами мастера Радослава из РНБ. Л. И. Лифшиц прибавляет к кругу аналогов двустороннюю икону из Любижда (вслед за Ю. Г. Малковым). Ю. Г. Малков считает, что ансамбль фресок Сковородки представляет собой «следующий этап в освоении и ассимилировании русскими художниками достижений палеологовского (южнославянского) искусства в его заключительной фазе».
На данном этапе исследования предполагается детальное изучение живописи церкви Сковородcкого монастыря, ее сопоставление с указанными аналогами, а также расширение их круга для более уверенного помещения памятника в контекст русского и восточнохристианского искусства и уточнения его датировки и атрибуции.

 PDF