Настоящий доклад посвящен мозаичному убранству церкви Свв. Апостолов в Фессалонике, построенной по заказу константинопольского патриарха Нифонта I в 1310–1314 гг. Мозаики украшают верхнюю часть наоса выше проходящего на уровне импостов колонн каменного карниза, за исключением алтарной части (верха апсиды и вимы), оставшейся полностью лишенной живописного убранства по причине свержения ктитора церкви с патриаршего престола. Мозаичное убранство сильно пострадало во время переделки церкви в мечеть между 1520 и 1530 гг., когда все золотые фоны были выломаны, а мозаики покрыты штукатуркой. Однако и уцелевших фрагментов достаточно, чтобы оценить высочайшее качество исполнения мозаик и их чрезвычайно живописный стиль.
Стилистическое сходство с мозаиками Кахрие джами (1316–1321) побудило некоторых ученых предположить, что мозаики были выполнены либо столичной мастерской, впоследствии работавшей в монастыре Хора, либо при участии константинопольских мастеров. К константинопольской художественной традиции отсылает также ряд иконографических особенностей мозаик храма Свв. Апостолов (изображение левой руки Пантократора в куполе, Мандилиона во лбу восточной арки и др.).
В то же время мозаичное убранство церкви обладает несколькими специфическими чертами. К ним относятся, во-первых, более свободный характер рисунка и более живописная разработка формы по сравнению со столичными памятниками первой четверти XIV в., придающие мозаикам церкви Свв. Апостолов явно выраженный антикизирующий характер. Во-вторых, для мозаик церкви Свв. Апостолов характерен мягкий серебристо-серый колорит, а ряд изображений, например фигуры пророков, трактованы почти монохромно, что делает их похожими на античные статуи. В-третьих, подход к орнаментации в церкви свв. Апостолов существенно отличается от декоративных принципов, использованных в Кахрие джами. По нашему мнению, перечисленные особенности могут указывать на то, что над созданием мозаик церкви Свв. Апостолов трудились местные фессалоникийские живописцы.

 PDF