Христианское искусство V в. представляет особый художественный феномен, занимающий в истории искусства промежуточное положение между античностью и средневековьем. Его уникальность состоит в том, что черты старой античной и новой христианской художественных систем существуют в нем параллельно, образуя оригинальное, неизвестное ни до, ни после этого времени соединение. V век — время активного поиска, оттачивания и отбора тех выразительных средств, которые впоследствии будут ассоциироваться с христианским искусством в целом, византийским и западноевропейским. Новый, принципиально отличный от античного условно-символический язык, предназначенный для выражения христианских религиозных идей, сформировался, очевидно, к началу VI столетия.
Процесс сложения новой художественной системы был долгим и постепенным. Далеко не сразу художникам удалось отойти от естественных, привычных для них античных живописных норм и решиться использовать новые символические формулы, далекие от принципов натуроподобия.
Для настоящего доклада был выбран один художественный прием, замеченный нами одновременно в нескольких мозаичных ансамблях V века в Италии.
Это античный способ передачи пространственных планов, который в течение V столетия претерпел сильные изменения. К концу века он был трансформирован художниками в особую символическую форму, принятую в христианском искусстве для обозначения святости персонажей — нимб. Задача доклада — продемонстрировать эти метаморфозы на конкретных примерах.

 PDF