Целью данной работы является исследование иконографических особенностей живописного ансамбля так называемой капеллы Исхода раннехристианского некрополя Аль-Багават (Египет) в контексте ряда сохранившихся на территории поздней Римской империи ранне­христианских живописных ансамблей.
Датируемый второй половиной IV в. живописный ансамбль капеллы Исхода представляет собой необычный феномен в истории раннехристианского искусства. Некрополь Аль-Багават расположен в оазисе Харга на юго-западе Египта, далеком от основных путей распространения христианских культурных влияний юго-западной границы раннехристианской ойкумены. Датировка росписей капеллы ставит ее среди самых ранних (и очень малочисленных) сохранившихся раннехристианских памятников Египта. Несмотря на художественную примитивность росписей, иконографическая программа капеллы поражает своей насыщенностью. В ней объединены универсальные символические образы позднеантичной vita felix, сцены, пользовавшиеся особой популярностью именно в раннехристианском Египте, сюжеты, распространенные на всей территории Римской империи, а также редкие сцены, которые обнаруживаются в отдельных раннехристианских памятниках, в культурном и географическом плане далеких от исследуемого.
Памятник достаточно слабо изучен, причем немногочисленные исследователи расходятся в интерпретации ряда сцен. Кроме того, иконографические параллели проводятся, в основном, между отдельными сценами, включенными в программу капеллы Исхода, и аналогичными сценами, сохранившимися в других памятниках. Сопоставления на уровне живописных ансамблей не проводились. В настоящей работе делается попытка восполнить этот пробел и рассмотреть живописный ансамбль капеллы Исхода в контексте таких раннехристианских ансамблей, как росписи синагоги и баптистерия домовой церкви в Дура-Европос, росписи кубикул О и С катакомб Виа Латина, росписи свода капеллы мира (Аль-Багават) и других. Для этих целей используется синтез иконографического и семиотического методов.

 PDF