Практика вторичного использования греко-римских деталей наиболее хорошо известна по многочисленным христианским храмам позднеантичного периода в Риме, Константинополе и на обширной территории Греции, Малой Азии и Ближнего Востока. Хотя она имела свою предысторию в искусстве Древнего мира, но именно в ранневизантийский период сполии были популярны как никогда прежде. Проблема их применения в церковной архитектуре достаточно хорошо изучена, однако она совершенно не затронута в исследованиях по синагогам, в то время как в этой параллельной ветви зодчества существовали свои принципы и значения. Разница между двумя параллельными традициями показана на основе анализа архитектуры нескольких храмов (Юго-восточная церковь в Иппосе-Суссите, храм Умножения хлебов и рыб в Табхе) и нескольких синагог (Капернаум, Хоразин, Барам, Умм-Канатир). Для христианских памятников предлагаются новые теории, касающиеся непосредственных источников заимствования деталей, но в интерпретации причин их использования автор согласен с двумя основными теориями Дайхмана и Краутхаймера, хотя они и противоположные (экономические причины и «ренессанс античности»). В синагогах же ситуация была иной: сполии, по сути, запрещалось заимствовать из разрушенных зданий, кроме запустевших синагог. В тех памятниках, где эта практика все же встречалась, греко-римские детали служили стилистическим «камертоном» всей остальной архитектуры и ее декора. На мой взгляд, такой феномен имел свои историко-религиозные причины, сформировавшиеся во времена правления Юлиана Отступника. Основной его смысл заключался в сложности самоидентификации на фоне доминирующего христианства и в противопоставлении ему.

 PDF