Так называемый «жест благословения» — поднятая правая рука с ладонью, выставленной вперед — интерпретируется по-разному в зависимости от того культурного и религиозного контекста, в котором он встречается. Он очень древний, но встречается в религиозном искусстве вплоть до наших дней. Говоря о находках в Дура Европос, Франц Кюмон назвал его «ритуальным жестом древних семитов»; большинство исследователей называют его жестом благословения, тогда как другие описывают его как выражение всемогущества, молитвы, почитания, просьбы о заступничестве и пр. Различные интерпретации могут выводиться из археологических данных, учитывая особенности религии и культа, национальность, социальный статус и предназначение изображения.
В докладе речь будет идти о Сирии, Набатее, Парфии, Византии, Египте и Южной Аравии. На первый взгляд, эти регионы связывает римская политическая традиция и раннехристианское искусство. В докладе будут рассмотрены каменные скульптуры и рельефы, саркофаги, мозаики и фрески, глиняные и бронзовые фигурки, пиксиды и монеты. Мужские и женские божества, их почитатели, жрецы и священники, святые, представители правящих династий, высокопоставленные лица и простые люди, принадлежащие к разным национальностям, религиям и социальным группам, представлены в сакральном, погребальном и бытовом контексте. Римские и византийские императоры часто изображались с поднятой правой рукой и в cредние века. Значение этого жеста в христианской иконографии хорошо исследовано; он стал главным жестом, обозначающим благословение в Римской Католической, Греческой и Русской Православной Церквах.

 PDF